На этой неделе в прокат выходит один из лучших фильмов этого года — «Заложники» Резо Гигинеишвили. Он прогремел в этом году на Берлинском фестивале, получил режиссерский приз в Сочи на «Кинотавре». Грузинский режиссер снял на данный момент свой opus magnum — очень нужное здесь и сейчас жутко эмоциональное высказывание про мечтателей, которые всегда, по Грибоедову, опасны, особенно, если они существуют в суровых обстоятельствах тоталитарного режима.
Историю этих «Заложников» знает почти каждый грузин. Резо Гигинеишвили решил собрать все версии и слухи. В 1984 году молодые люди из благополучных и интеллигентных грузинских семей захватили самолет ТУ-154 с целью сбежать из Советского Союза. Угонщики — не привычные нам террористы и преступники, напротив — молодые и красивые ребята, как будто сошедшие с полотен Пазолини или Бертолуччи: яркие, раскрепощенные и талантливые лица на фоне серой страны. Такое и кино — какое то совсем не русское, так у нас не снимают, прямо неореализм разворачивается, настоящее европейское кино, умное и зрительское одновременно. Перед нами возникают невероятные и непохожие лица, которые не были сделаны в СССР, такие жили где-то по другую сторону океана. А в итоге их экстремальный эскапизм превратился в красивый и ужасный миф, который режиссер Гигинеишвили передал максимально изобретательно, на чувственном киноязыке.
«Заложники» — это творческая интеллигенция Грузии, которая всегда была одной из самой передовых в Советском союзе, выходцы из номенклатурных семей, художники, актеры, врачи, священники, которые решили, что они больше не могут себе позволить подпольно слушать пластинки Beatles, курить сигареты Camel, цитировать Библию и купаться в море по расписанию. И несмотря на то, что «у них все было» — их свобода, их выбор, — их будущее украли заочно, а потому они автоматически становились заложниками ситуации, а их поведение изначально было жертвенным. Потому все герои этого фильма — в первую очередь жертвы. Они «хотели бы жить на Манхэттене», но в реальности могли рассчитывать лишь на отдых в Батуми или, в лучшем случае, в Ленинграде. В итоге, в «Заложниках» на первое место
выходит романтика, преступно сталкивающаяся с безысходностью и невозможностью ее воплощения. Вот так и выглядит настоящая украденная жизнь и ускользающая красота. Яркие харизматики со своим особым взглядом на жизнь, бунтари без причины, они всегда были на обочине в нашей стране, которую они захотели покинуть таким нелепым способом. Но честный порыв обернулся непоправимой трагедией. Это про тех по-европейски раскованных и раскрепощенных парней и девушек, которые стали невольными заложниками советской системы и не смогли вырваться из своей «золотой» клетки бескровно.
Резо Гигинеишвили в студии Дождя рассказал о своем фильме и истории, его вдохновившей.
«Для меня, конечно, это никакие не мечтатели, а люди, сделавшие трагическую ошибку», — сказал он о главных героях-угонщиках. По его словам, эта история в Грузии хорошо известна и снять про нее фильм было своеобразным риском: удастся ли оригинально рассказать знакомую ситуацию? «Я где-то вычитал, что Марлен Хуциев собирался снимать кино про Пушкина. А в этом время Тарковский и Андрей Сергеевич Кончаловский делали картину про Андрея Рублева. И Тарковский якобы сказал, что Хуциеву не простят картину о Пушкине, потому что мы все о нем знаем, буквально по часам», — сказал он.
Говоря о том, что стало вдохновением для этого фильма с совсем не банальной моралью, Гигинеишвили сказал: «У меня есть один фильм, который никогда не меняется, это „Крестный отец"». Он так же назвал Годара и Достоевского, а именно его книгу «Бесы».
Комментируя то, что из относительно «легких» жанров он ушел в кино посерьезнее, режиссер сказал: «Всегда мои картины были между жанрами. Может быть, от пережитого ужаса, который я увидел в 90-х, я хотел от этого скрыться в солнечных лучах».
«Я рассчитываю на тех людей, который постоянно говорят, что в России плохое кино», — сказал он. По его словам, фильм может понравиться или не понравиться, но равнодушным не оставит. Фильм «Заложники» выходит в прокат 21 сентября.