В Сургуте задержали не менее 10 человек, подозреваемых в причастности к нападениям на прохожих, двоим из них предъявлено обвинение в пособничестве в совершении теракта. Об этом сообщает «Радио Свобода» со ссылкой на источники в мусульманской общине и собеседников, близких к следственным органам.
«Любопытно, что, похоже, правоохранительные органы сами не верят в историю с сумасшествием, а версия теракта все же, скорее всего, рассматривается как основная», — пишет издание.
Двое обвиняемых в пособничестве теракту, по данным издания, — знакомые Артура Гаджиева, который был убит полицией после нападения на прохожих в Сургуте. Их зовут Ильнар (или Ильдар — в материале «Радио Свобода» его имя указывается по-разному) и Усман, уточняет издание, они — уроженцы Дагестана.
Директор Сургутского политехнического колледжа (СПК), где учился Гаджиев, Вадим Шутов вспоминает о чрезмерной религиозности студента. По его словам, во время занятий в колледже Гаджиев мог пойти читать намаз. Источники издания говорят, что Ильнар (Ильдар) и Усман разделяли взгляды Артура, в мечети они молились, как и он, отдельно, а не за имамом. В мусульманской общине Сургута пояснили, что так часто делают те, кто придерживается экстремистских взглядов. В общине их называют хариджитами. Там же уточнили, что последние два месяца Гаджиев не появлялся в мечети. Источники «Радио Свобода» говорят, что Ильнар (Ильдар) и Усман также перестали ходить в мечеть.
«Радио Свобода» пишет, что после нападения в Сургуте стали задерживать и тех, кто «не имел отношения к экстремистским кругам». Так, в ночь на 21 августа в регионе задержали 19-летнего уроженца Таджикистана Наимжона Икромова, который был однокурсником Гаджиева. Младший брат Икромова Шахзор рассказал изданию, что Икромов не общался с Гаджиевым после отчисления того из СПК в 2016 году. Он рассказал, что родители задержанного, не ознакомившись, подписали какие-то документы, которые их просило подписать следствие. После задержания Икромов через сутки позвонил другу и сообщил о том, что его «мучают». Адвоката Сеймура Ханкишиева не допустили к его подзащитному, сославшись на то, что Икромов «не хочет выходить» из изолятора.
Заседание суда также прошло без адвоката. Икромов отказался от защиты, родственники считают, что он не стал бы этого делать добровольно. Икромова судили за агрессивное поведение в общественном месте около 15:00 20 августа, указывает «Радио Свобода». Икромову назначили 15 суток административного ареста. Адвокат и близкие Икромова предполагают, что на него может оказываться давление следственными органами.
Как сообщает издание со ссылкой на анонимных журналистов, администрация города просила некоторые СМИ удалить все материалы про нападение Гаджиева, сохранив только официальную версию. По ней считается, что нападавший был сумасшедшим. МВД по региону сообщало, что теракт не является основной версией нападения в Сургуте.
Основатель новостного паблика «Сургутский лис» «ВКонтакте» Андрей Барышников отметил, что один из основных новостных сайтов региона «Сургутинтерновости» удалил репортаж телеканала «Сургут 24» с кадрами с места происшествия. В разговоре с Барышниковым редактор сайта Наталья Рассказова подтвердила, что репортаж удалили. Рассказова отказалась это комментировать. Владелица студии красоты, рядом с которой в торговом центре «Северный» Гаджиев устроил поджог, Юлия Петерсонс заметила, что в репортаже телеканала, вышедшем на следующий день, о поджоге и дымовой шашке не упоминали.
Как сообщала «Новая газета», Гаджиев был выходцем из селения Эминхюр на юге Дагестана.
В субботу, 19 августа, Гаджиев взорвал дымовую шашку в торговом центре «Северный», а затем напал на прохожих с ножом в центре Сургута, восстановил хронологию событий «Коммерсантъ». После нападения полиция застрелила Гаджиева. На нем был обнаружен муляж пояса смертника.
Ответственность за нападение взяла на себя террористическая организация «Исламское государство». 21 августа ИГ опубликовало видео обращения напавшего на людей в Сургуте, террористы назвали его Масаудом аль-Сургути. В результате нападения, по официальным данным, пострадали семь человек.
Следственный комитет завел дело по статье о покушении на убийство (ч. 3 ст. 105 УК РФ).