У авторов доклада «Политбюро 2.0», в котором говорится о возможном ослаблении позиций главы «Роснефти» Игоря Сечина после выборов президента 2018 года, есть признаки «серьезного психического расстройства», заявил пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев РБК.
«Я не знаю, есть ли расстройство у Минченко, но у меня есть сомнение в адекватности его прогноза. Это мания величия — расставлять людей по местам: этого я вычеркну, а этого повышу, а другого понижу», — сказал Леонтьев.
Он назвал надуманными рассуждения о причинах возможного снижения влияния Сечина.
Авторы нового доклада «Минченко Консалтинг» «Политбюро 2.0: реновация вместо демонтажа» поместили Сечина, а также спикера Госдумы Вячеслава Володина и миллиардера Аркадия Ротенберга в «переходную зону» по степени влияния.
Под «политбюро» авторы исследования подразумевают самых влиятельных представителей окружения президента Владимира Путина.
«Сечин, Володин и Ротенберг находятся в переходной зоне, есть риск их ослабления. Они могут перейти в статус кандидатов в члены Политбюро», — заявил РБК глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
Политологи оценивали позиции окружения Путина с точки зрения наличия у «понятного проекта для страны в целом или хотя бы для себя и своей группы на период следующего срока Путина».
По их мнению, «напористый управленческий стиль Сечина» формирует против главы «Роснефти» «широкую элитную коалицию».
Для элит арест министра экономического развития Алексея Улюкаева, как считают политологи, стал «примером нарушения негласных правил взаимоотношений».
«Предметом критики становятся выход Сечина за пределы его зоны ответственности, финансовые результаты „Роснефти“ и ее затратных международных проектов, возможные негативные последствия иска против АФК „Система“ для инвестиционного климата в стране, деморализующее управленческую элиту настойчивое использование силового инструментария», — говорится в докладе.
Леонтьев отметил, что аргумент о влиянии иска к АФК «Система» на инвестиционный климат в России «вызывает подозрения в корыстных помыслах со стороны автора рейтинга».
«Человек без корыстных помыслов и в здравом уме утверждать такого не может. Значит, он или душевно расстроен, или корыстно настроен», — отметил он.
Вячеслав Володин, следует из доклада, сохранил «разветвленную региональную клиентелу» и виляние среди политических партий и ОНФ. При этом «фактическое слияние всех парламентских партий в единую правящую пропутинскую коалицию снижает... значимость парламента как площадки, представляющей все общество», пишут авторы доклада.
Аспектами, оказывающими влияние на позиции Аркадия Ротенберга в «политбюро», политологи считают его попадание в санкционные списки, охлаждение отношений с Западом и «проблематичность новых проектов на восточном направлении».
При этом, «Как ни странно», самые устойчивые позиции — у Дмитрия Медведева, отмечают авторы доклада. Его они называют самым опытным представителем «правящей группы» после Путина, а также человеком, который «неоднократно подтверждал свою лояльность Путина и мастерски освоил стратагему в стиле айкидо „ослабить себя, чтобы сохраниться“».
После выборов 2018 года у Медведева, считают эксперты, будет не менее трех возможностей «трудосустройства». Одна из них — сохранение поста премьер-министра, вторая — переход в «Газпром» и «перехват у Игоря Сечина позиции „главного энергетика“», а третья — переход в Верховный суд «с получением статуса неформального гражданского куратора правоохранительного блока».
По мнению политологов, уверенные позиции — и у министра обороны Сергея Шойгу. Эксперты называют «серьезными» шансы создания под его эгидой нового «суперминистерства», которое могло бы объединить Минобороны и МЧС.
Авторы доклада считают, что быстрее всего в окружении президента набирает влияние глава «Ростеха» Сергей Чемезов, «усиливший свои позиции в администрации президента, силовых структурах и региональных элитах, поглотивший „Уралвагонзавод“».
Политологи также предупредили о возможном превращении Путина в «русского аятоллу» — получении им особого статуса после ухода с поста президента.