26 лет назад, 21 августа 1991 года, страна победила диктатуру: арестом членов ГКЧП закончилась история советского тоталитаризма. В получасовом фильме InLiberty — воспоминания защитников Белого дома и хроника событий. Ирина Прохорова, Лев Рубинштейн, Ирина Боганцева, Дмитрий Борко и другие рассказывают о самых важных днях нашей новейшей истории, когда гражданское общество отстояло свое право на жизнь без тирании.
Мощь Советского Союза всегда держалась на трех основаниях: насилии над собственными гражданами, лжи и сырьевой экономике. При Сталине, когда органы насилия буквально добывали сырье в виде подневольного труда узников ГУЛАГА, могущество СССР достигло своего пика. При Хрущеве роль насилия заметно упала и начался переход экономики на другое стратегическое сырье: нефть. До начала 80-х нефтяные цены только росли, и СССР продолжал свое стабильное существование.
В середине 80-х произошло два фатальных для режима события. Во-первых, нефтяные цены начали стремительно падать. Во-вторых, новый лидер страны Михаил Горбачев, выдвинутый на главную роль утратившей всякое чувство опасности партийной верхушкой, приступил к невероятным для СССР реформам.
В создавшихся неблагоприятных экономических условиях Горбачев не только не делал ставку на насилие, но и нанес удар по второму важнейшему основанию советского строя — лжи. Объявленная им политика гласности породила целую волну публикаций и выступлений о злодеяниях коммунистических вождей и спецслужб, привела к возрождению уже забытой с 30-х годов политической жизни и многочисленным митингам. В стране началась перестройка.
Почувствовав ослабление руки Кремля, один за другим начали выходить из орбиты СССР государства Восточной Европы. Впервые заговорили о своем желании выйти из состава Союза советские национальные республики. Идею о собственной национальной, а не имперской идентичности начали все чаще высказывать и в России. В 1990 году, когда популярный политик Борис Ельцин стал председателем Верховного совета РСФСР, власти России фактически перестали подчиняться Кремлю.
Пытаясь сохранить хоть какой-то контроль над ситуацией, Горбачев поставил вопрос о подписании нового союзного договора — уже не на федеративных, а на менее жестких конфедеративных началах. Его подписание было намечено на 20 августа 1991 года. Но консервативное крыло советских руководителей не хотело конфедерации, оно стремилось вернуть себе полный контроль над страной, как это было когда-то. В ночь с 18 на 19 августа, когда Горбачев был на даче в Крыму, главы советских силовых ведомств создали Государственный комитет по чрезвычайному положению и объявили о введении чрезвычайного положения по телевидению и радио. В Москву были введены войска.
В большинстве союзных республик местные власти не признали легитимность ГКЧП. Не признал ее и Борис Ельцин. Он и часть депутатов Верховного совета РСФСР собрались в Белом доме. Узнав, что к Белому дому подтягиваются танки, несколько тысяч москвичей вышли на его защиту и окружили его баррикадами. Но приказ о штурме и аресте отказывающегося подчиняться Ельцина ГКЧП, утративший волю к насилию, так и не отдал. Через день ГКЧП был объявлен вне закона Президиумом Верховного совета СССР, а члены ГКЧП — арестованы. На этом закончилась история советского тоталитаризма. Это было 21 августа 1991 года.
Фото на обложке: РИА Новости