Прямой эфир

Инстаграм-кино, сексуальная индийская страшилка и метафизическая Одиссея: три лучших фильма в Москве на этой неделе

Искусственный отбор
3 155
16:13, 26.07.2017

Это лето в Москве уникально по многим причинам, не только из-за погоды. В культурной среде происходит что-то по-настоящему невероятное. Практически каждый день можно увидеть редкие фильмы, которых в столице не было, и которые вряд ли когда-либо будут. Денис Катаев отобрал три картины, которые не стоит упускать на этой неделе. 

Инстаграм-кино, сексуальная индийская страшилка и метафизическая Одиссея: три лучших фильма в Москве на этой неделе

На большой экран возвращаются культовые фильмы выдающихся мировых режиссеров. Вот только что прошли показы трех фильмов раннего Годара, в том числе показывали прекрасную картину «Безумный Пьеро». И вот теперь очередной подарок от сети кинотеатров «Каро». Впервые в России, поверить в это сложно, в прокат выходит черно-белый «Мертвец» Джима Джармуша с Джонни Деппом в роли Уильяма Блэка под легендарную метафизическую музыку Нила Янга.

«Мертвец» вышел на экране в 1995 и заочно стал чуть ли не музейным экспонатом. Он не имел большого успеха на старте — провалился в прокате, не сыскал практически никакого успеха на Каннском кинофестивале, критики приняли холодно. Это мистическое путешествие молодого бухгалтера Уильяма Блейка под руководством индейца по имени Никто на Диком Западе определенно вошло в историю кино. «Мертвец» — это визитная карточка Джармуша и, конечно, лучшая роль в первую очередь самого Джонни Деппа. Кроме того, в эпизодах можно разглядеть Игги Попа и Джона Херта. Это поэтическое кино во всех смыслах этого слова. Взять хотя бы Уильяма Блейка, Никто принимает главного героя именно за поэта Уильяма Блейка. Вот и постмодернистский подход интеллектуального независимого американского режиссера. Мистицизма и поэзии добавляет невероятная музыка Нила Янга, она здесь не просто в качестве саундтрека, это полноценный соавтор фильма. Янг с помощью своих гитарных экранизаций вводит зрителей в состояние транса вместе с гипнотической картинкой оператора Роберта Мюллера. В общем, это поэзия на экране во всех его гранях, которая как раз собирается из разных источников — картинки, музыки и актерской игры. Это высокохудожественный коллаж, который можно сравнить с полотнами старых мастеров.

Еще один раритет на этой неделе представляет кинокомпания «Пионер». В «Горизонте» в этот четверг покажут одну из самых синефильских премьер года — фильм «Люмьеры!» от директора Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо. Подается он как первая инстаграм-картина в истории кино, где как раз про эту историю кино и рассказывается. Сложно назвать господина Фремо режиссером, он скорее составитель, в лучшем случае продюсер. Главное, что он взял на себя смелость и объединил сто лучших короткометражек Луи и Огюста Люмьеров, начиная, конечно, с того самого поезда. 

Вот так братья Люмьер изобрели кинематограф, а у человека в руке вместо палки появилась еще и видеокамера. Вот он   — старт нового визуального периода, который сегодня, в век гаджетов и VR-технологий, входит в состояние своего апогея, а значит время обернуться и посмотреть, с чего все началось. Именно это и делает Тьерри Фремо, который как-то нашел время в своем напряженном каннском графике и отсмотрел в возглавляемом им Люмьеровском институте в Лионе примерно полторы тысячи короткометражек братьев Люмьер. Он отобрал лучшие 144, отреставрировал их и снабдил своими киноманскими комментариями, вот и получилось кино, которое сегодня и правда смотрится как будто листаешь сторис в Инстаграме, такое было время. Все это превращается в одну логичную истории развития цивилизации в XX веке. 

Индийское шокирующее роуд-муви с ярким названием «Сексуальная Дурга». Его тоже покажут всего один раз в летнем кинотеатре музея современного искусства Garage. Экспериментальное кино продолжается. 

«Сексуальная Дурга» — отличный пример авангардного индийского кинематографа наших дней. Да, и там есть крутые независимые авторы, для которых «Болливуд» не имеет никакого значения. Дурга — это имя, так зовут мигрантку из северной Индии, вместе со своим другом Кабиром она в бегах, за ночь им придется пережить целую жизнь. Преступники, погони, ночные животные и ритуальные обряды — все это составные части этого сюрреалистического хоррора, который постоянно находится на грани игрового и документального кино, как теперь принято.