В среду газета «Известия» со ссылкой на адвоката Алексея Тарасова написала, что россиянину Виктору Буту из-за выращивания чайного гриба на 40 дней увеличили 25-летний тюремный срок, который тот отбывает в США. Жена Виктора Бута рассказала, что появившаяся в СМИ 19 июля история о добавлении 40 дней к сроку ее супруга за выращивание в камере чайного гриба произошла в 2015 году. Журналист и сослуживец Виктора Бута Орхан Джемаль поделился своими воспоминаниями о дружбе с ним.
Джемаль рассказал, что служил вместе с Бутом в одной части на территории Западной Украины, у них были товарищеские отношения: «Это был интеллигентнейший молодой человек, который учил меня эсперанто. Он на тот момент уже знал очень много языков, любил языки, изучал их. Он числился за пятой ротой, но в основном занимался гарнизонной газетой, которую издавали на базе нашей части, то есть фактически был журналистом».
Когда Бут завершал службу, он отказался «выходить на дембель» в форме. Они с Джемалем поехали на рынок, где Виктор Бут купил рубашку, брюки. На обувь, правда, денег не хватило, пришлось уходить в армейских ботинках. Потом, рассказал Джемаль, Бут поступил в военный институт иностранных языков на португальское отделение, после окончания которого их связь с Джемалем прекратилась: «Мы поддерживали отношения, но потом он распределился в часть, когда закончил этот курс, и мы немножко утратили связь. И когда я уже ближе ко второй половине 90-х слышал, что там какой-то оружейный барон Виктор Бут, у меня в голове было — „знал я одного Бута, но надо же, сколько Донов Педро в России“. Я не мог представить, что вон тот вот интеллигентнейший Витя, мой товарищ, и этот человек — одно и то же лицо» — рассказал журналист.
Спустя время Джемаль был в гостях у Иноземцева, где увидел книгу Illegal, написанную на английском. В разделе об оружии он увидел Бута: «Растолстевший, постаревший, но это Витя, мой товарищ!».
«Я понял, что он был перевозчиком. Возил он то, за что платили, видимо платили и за оружие в том числе, и когда ему стали перекрывать кислород по американским санкциям, разгромили офис в Эмиратах, он пытался перенести офис в Ливию, ему отказали, и он стал сбрасывать активы, продавать самолеты, железки, которые были бесполезны. И в какой-то момент у него накрылся клиент, которому он пытался впарить этот самый самолет. Но клиенты из Колумбии, которые впоследствии оказались сотрудниками агентства по борьбе с оборотом наркотиков, выдававшие себя за колумбийских партизан, они говорили — „знаете, самолеты это хорошо, но нам нужны противозенитные ракетные комплексы“. А Витя, будучи немного авантюристом, сказал — „ты самолет возьми, а уж чем наполним — потом разберемся», — рассказал Джемаль свою версию задержания Бута.
По мнению журналиста, именно подобная неосторожно брошенная фраза и стала доказательством того, что Виктор Бут продавал не только самолет, но в перспективе обсуждал продажу чего-то еще: «В общем вот это его и сгубило. Очень жаль, потому что дело немножко вымученное, и его представили не тем, чем он являлся», — заключил Джемаль.
В апреле Верховный суд США отклонил ходатайство о пересмотре дела Бута, который отбывает 25-летний срок.
Россиянина задержали в 2008 году в Бангкоке по запросу властей США, которые обвинили его в продаже оружия колумбийской группировке ФАРК. Оружие, по версии американских правоохранительных органов, могло быть использовано против военнослужащих США.
Фото: Sukree Sukplang / Reuters