Прямой эфир

Пожизненно осужденный по «делу 58-ми» написал главе СПЧ о пытках в колонии

Новости
2 366
13:03, 19.07.2017

Расул Кудаев, осужденный на пожизненный срок по делу о нападении на госорганы Нальчика в 2005 году (так называемое «дело 58-ти»), написал обращение к главе российского Совета по правам человека Михаилу Федотову. В нем он рассказал о пытках в колонии, где отбывает наказание. Текст обращения опубликовал «Кавполит».

«Пытки, незаконное осуждение, несправедливое преследование, многочисленные болезни — это далеко не все с чем я столкнулся в российской системе правосудия», — написал Кудаев.

Он попросил главу СПЧ Михаила Федотова обратить внимание на его ситуацию и поручить сотрудникам Совета посетить его в колонии, «узнать об условиях содержания и послушать от меня лично историю, как в России „становятся виновными“ и умирают в тюрьмах, так и не дождавшись справедливости и закона».

«Права человека, для меня, соблюдающего мусульманина, не менее важны, чем для любого ищущего защиты и помощи человека в России. Не выиграет ни право, ни закон, если одним невинно замученным станет больше», — написал он.

Правозащитное общество «Мемориал» признало Кудаева политзаключенным. Основанием для этого, в частности, стало то, что другие осужденные по «делу 58-ми», которые давали показания на Кудаева, на суде отказались от них как от данных от давлением и пытками. Кроме того, у Кудаева, как утверждает «Мемориал», было алиби на момент нападения.

Кудаев — один из 58-ми обвиняемых по делу о нападении на госорганы города Нальчика в октябре 2005 года. Целью нападавших были отделения силовых ведомств — милиции, ФСБ, ОМОНа, ФСИНа, воинская часть и другие. По официальным данным, в результате столкновений погибли 92 нападавших. Жертвами нападения стали 33 сотрудника правоохранительных органов и 15 мирных жителей.

Как пишет «Кавказский узел», нападением на госорганы Нальчика руководил Шамиль Басаев. В нем принимали участие в основном местные жители из числа мусульман-салафитов. Нападению предшествовала «антивахаббитская кампания», развернутая в Кабардино-Балкарии с конца 1990-х годов. Она привела к ограничению прав мусульманских организаций, в частности, запрещалось вести просветительскую деятельность в мечетях и молитвенных домах.

Кроме того, после Первой чеченской войны в Кабардино-Балкарии начал существовать джаамат — неформальное объединение мусульманских групп, идеологической основой которого стал салафизм — направление в исламе, чьи последователи ориентируются на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков».