Совсем скоро состоится голосование и награждение победителей Каннского кинофестиваля. Главной темой фестиваля стала нелюбовь, разрыв семейных связей, непонимание между близкими, эту тему во многом задал Андрей Звягинцев своей картиной. В ожидании решения жюри Денис Катаев составил подборку из десяти лучших фильмов Каннского кинофестиваля.
Под десятым номером — картина-победитель параллельной программы «Неделя критики» — фильм «Макала». Это документальный портрет жителя Конго, у которого только одна цель в жизни: чтобы его семья жила лучше, а это значит — заработать денег, построить дом и вылечить больного ребенка. Ради этого он готов на все. И потому отправляется в изнурительное путешествие, чтобы заработать на это деньги. А мы получаем удивительное, искреннее, честное кино на разрыв аорты, где еще затрагивают и вопросы веры. И снова все ради семьи, про то, на что человек готов пойти ради своих близких. И то, что такой подвиг ради близких совершает простой парень из Конго, не может не восхитить и не вдохновить.
Самый необычный фильм из программы «Двухнедельник режиссеров». Это арт-мюзикл одного из главных французских режиссеров современности Брюно Дюмона про юность Жанны д’Арк. Такого свободного и раскрепощенного высказывания мы давно не видели. Здесь все о том, как молодая, красивая и невинная взяла не себя бремя спасительницы отечества и опередила мужчин. Дюмон эффектно и в куплете показал, как простая крестьянка стала иконой французского сопротивления, которую до сих пор поднимают на щит современные французские политики. Если говорить в российских реалиях, то режиссер, конечно, сотрясает чувства верующих и испытывает все их основы на прочность. Святые здесь танцуют и поют, земля уходит из-под ног, а спасает только ирония. И возможно это и есть второе пришествие «Танцующей в темноте». Ну а Дюмон, как всегда, безупречен.
Американское кино обильно представлено в разных программах фестиваля. Самое бодрое и популярное из них даже не «Твин Пикс», а «Проект Флорида» от режиссера Шона Бейкера. Его предыдущая картина «Танжерин» про взаимоотношения трансгендеров в Лос-Анджелесе, снятая целиком на айфон, наделала много шума, потому к новому проекту еще больше внимания. И оно оправдалось. И здесь снова про детей, которые вынуждены крутиться и вертеться, чтобы заработать на мороженое. Они обманывают бедных туристов и создали свою банду. На деле выходит бодрая и снова яркая притча про то, что Дисней — это не лучшее место на земле, и далеко не детский рай. Ну а детки совсем не в порядке, даже где на первый взгляд все так идеально.
Самый современный документальный фильм фестиваля сняли французский классик Аньес Варда и актуальный уличный художник JR. Они решили объехать всю Францию в поиске замечательных людей — последней жительницы затерянного городка, шахтера или просто фермера. Это замечательный социальный проект. Выходит, что частные истории все-таки самые завораживающие. А еще JR рисует их портреты на городских объектах, что становится слепком эпохи. Это эмоциональное роуд-муви — оммаж всему кинематографу и признание мультифункциональности современного искусства. Арт без границ — вот о чем этот фильм. А вместе с тем задумываешься, а какие бы лица были у России, если б эта парочка отправилась к нам.
Про эрозию семейных отношений лучше всего высказался мексиканский режиссер Мишель Франко в «Особом взгляде». Главную героиню зовут Абриль, на первый взгляд, милая успешная женщина из Мехико, у которой есть еще две дочери, живущие где-то вдали у моря. Одна — неприметная и недалекая домохозяйка, другая — молодая и красивая, которая влюбляется в местного кудрявого паренька. Все бы хорошо, но вскоре у них родится ребенок, а родители, естественно, не готовы к этому ни морально, ни финансово. Вот тут в игру и вступает коварная мамаша, которая не помогает, а наоборот, разрушает все семейные связи, кладет глаз на бойфренда дочери и начинает с ним новую жизнь, фактически отказываясь от старой. Отрекается, не любя, ради каких-то очевидных удовольствий. Здесь вам и Звягинцев со своей «Еленой» и той же «Нелюбвью», и вечный Ханеке. В общем, внутреннее безумие, девальвация ценностей, когда уже самый последний приют — семья — дает трещину. Вы ушли с маршрута, говорят нам режиссеры этих Канн.
Самый взрывной и безумный фильм фестиваля тоже из программы «Особый взгляд» — это «Молодая женщина», про девушку, которая теряет все — парня, квартиру, деньги и кота. Остается ни с чем и буквально бьется в закрытую дверь. Но чувство юмора, здоровый цинизм и энергия помогают справиться с ситуацией. Лучшей интеллектуальной комедии для отчаянных домохозяек и не придумаешь. Женское кино в хорошем смысле этого слова, без гендерных предрассудков. Только правила жизни. И безумие оно снова только от нелюбви.
В тройку лучших авторов фестиваля, безусловно, вошел корейский режиссер Хон Сан-Су, который представил сразу два фильма, один в конкурсе, другой — вне. Эта черно-белая история в духе Киры Муратовой про вечное возвращение, про вечную историю — про любовь и измены. Молодой специалист по литературе устраивается на работу в издательство, а получает на должность, а проблемы на голову, потому что попадает в треугольник местных взаимоотношений. И снова институт семьи трещит по швам, тянет куда-то в другую сторону. Вообще Хон Сан-Су возможно последний романтик от кинематографии — он мастер особого киноязыка, иногда примитивного, но обязательно изобретательного. Так вышло и на этот раз. Об истерзанных чувствах и не случившейся любви так еще никто не снимал.
Второй фильм Хон Сан-Су на фестивале — «Камера Клэр» с Изабель Юппер в главной роли. Хон Сан-Су любит снимать автобиографические сюжеты, где в главной роли он сам — режиссер. Про себя он и кино и делает. Действие происходит в Каннах, во время прошлого фестиваля. В центре сюжета — режиссер, его супруга, глава дистрибьюторской компании, и ее молодая сотрудница, которая дорожку перешла, потому ее и уволили. Раскаленную ситуацию разряжает как раз героиня Юппер, которая первый раз приезжает на фестиваль. Она все и фотографирует на свою камеру — все эмоции и переживания. У Хон Сан-Су все на пределе чувств и все кадры о любви. Отдельного внимания заслуживает операторская работа в обеих картинах, которая вообще иногда напоминает любительскую съемку, добивается надрывного высказывания о невозможности любви в этом мире. Хон Сан-Су — режиссер с открытым сердцем, за что его и любим.
Семейную катастрофу показывает в своем очередном холодном и леденящем душу концептуальном триллере «Убийство священного оленя» греческий режиссер Йоргос Лантимос. Автор «Лобстера» подает это как всегда изощренно и эстетически безупречно. Разрушение в его версии похоже на родовое проклятие. Главный герой — кардиолог, глава семейства, которого снова играет Коллин Фаррелл. У него есть жена, тоже врач, ее играет Николь Кидман. У них двое детей — мальчик и девочка. Но в какой-то момент в его жизни появляется странный юноша, сын погибшего за его операционным столом человека, то ли по ошибке, то ли из-за того, что доктор был пьян. После этого уже в их доме и поселяется опасный вирус: дети теряют способность ходить, а врачи не могут выяснить, что же с ними случилось, их жизнь под угрозой. Странные взаимоотношения между хирургом и тем мальчиком, который явно переживает смерть отца, выливаются в тотальный внутренний ад и кошмар, метастазы распространяются по всему организму, система дает сбой, а насилие и инстинкты выходят на первый план. В итоге дети оказываются заложниками грехов старших, им их и искупать, а они при этом выходят сакральными жертвами взаимоотношений родителей, те самые священные олени. Вот такая сложносочиненная и очень стильная метафора от грека, который в каждом своем фильме подрывает традиционные ценности.
Самый концептуальный фильм фестиваля — «Квадрат» Рубена Остлунда. Шведский режиссер любит говорить про то, как люди ведут себя в тех или иных обстоятельствах, как проявляют животные инстинкты в экстремальных ситуациях. В этот раз за зону комфорта выходит главный куратор музея современного искусства, успешный и благополучный человек, но настолько герметичный и замкнутый в себе, что выход за зону комфорта и тест на свободу он проваливает. А из кино выходит хитросплетенная, остроумная, интеллектуальная провокация, которая будет полезна к просмотру. При этом это очень смешное кино, высмеивающее не только сам contemporary art, но и вообще порядок дел здесь и сейчас. Как остаться толерантным, честным и настоящим в этом условном мире, в котором и так все запуталось окончательно. Болевые точки Остлунда — все на повестке. Готовы помочь мигрантам? Но не откусят ли они вам руку? Готовы переспать с журналисткой? Готовьтесь к допросу и харассменту? Можете выйти на площадь? Готовьтесь к последствиям. «Квадрат» — самое современное кино про жизнь современного европейца.
Напоследок. Кино, которое, скорее всего, получит «Золотую пальмовую ветвь».
«120 ударов в минуту» — настоящее правозащитное кино, про борьбу за право на жизнь. Личное высказывание режиссера про то, как люди с ВИЧ и СПИДОМ в начале 90-х боролись за их и наши права во Франции на примере организации гей-активистов группы «Действуй». Каждый имеет право на жизнь. Отличный пример того, что сделает «СПИД.Центр» сегодня в России или ЛГБТ-активисты, те, кого обвиняют в пропаганде и неправильном образе жизни. Режиссер Робен Кампийо помещает нас в самую гущу событий: активисты думают, как привлечь внимание общества к ВИЧ-инфекции и СПИДу, как получить доступ к лечению, они митингуют, атакуют фармкомпании, влюбляются, борются с симптомами тяжелой болезни, умирают… Это киноманифест, который может подкупить жюри.
На превью: Екатерина Чеснокова / РИА Новости