Михаил Фишман нашел в послании Кирилла Серебренникова друзьям, которое режиссер опубликовал 25 мая в своем фейсбуке, параллели с произведением Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Я не люблю пафос, но от ассоциаций и параллелей никуда не деться. Сегодня Кирилл Серебренников написал пост в фейсбуке. Он в основном состоит из благодарности за поддержку. Серебренников также говорит: «Платформа – это то, чем я и те, кто к этой программе причастен, гордимся и что делало нас счастливыми эти три года. Теперь мы будем доказывать, что проект Платформа был, что он состоялся. Мы это докажем».
«Правду говорить легко». Правду говорить легко – это конечно цитата. В «Мастере и Маргарите» Булгакова эти слова — «правду говорить легко и приятно» — произносит Иешуа Га Ноцри в ответ на вопрос Понтия Пилата, говорил ли он что либо о Цезаре, и именно эти легкие и приятные слова стоили ему жизни.
Роман Булгакова во многом — об отношениях между художником, писателем, и жестокой абсолютной властью, под которой, конечно, тогда подразумевался Сталин. Сравнивать нынешние времена со сталинизмом это дурной вкус, где мы и где 37 год, это понятно, но правда в том, что знаменитая фотография Мейерхольда после ареста, фас и профиль, – это действительно первое, что пришло в голову многим, после того как ФСБ провела обыски в «Гоголь-центре» и увезла Серебренникова на допрос.
Итак, на сегодняшний день «Дело Серебренникова» — это по факту самая серьезная атака спецслужб на российскую культуру. Да, были книги в унитазах, и свиные головы у дверей театров, и суды, и дело Тангейзера, закончившееся разрушением одного из крупнейших театров страны. Но никогда раньше в современной России один из крупнейших театральных режиссеров не оказывался в шаге от ареста — в статусе свидетеля — по делу о крупных финансовых хищениях.
Это не просто большой скандал. Это очередной важный рубеж. Неслучайно на защиту Серебренникова вышли его коллеги по цеху, обычно вполне лояльные, которых раньше не видели на митингах и протесты акциях. Видимо, достало.
На превью: Евгения Новоженина / РИА Новости