Как освобождение от налогов бизнесменов из санкционного списка отразится на власти и какой может быть реакция общества, рассказал экономист, член комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.
Надо сказать, меня несколько удивляет, потому что новостному поводу-то несколько недель, но наши зрители продолжают планомерно спрашивать про один и тот же закон, а именно то, что называется законом Макарова. Это в продолжение всех историй с санкциями, продолжение вопроса от Евгения Лисовских. «Налоги же теперь не должны платить олигархи под санкциями, а как на нас скажется?». Валентин Петров: «Прокомментируйте закон Макарова об освобождении от налогов санкционных граждан. Сколько может потерять от этого бюджет в трудное для страны время? Получается, заплатив маленький налог за рубежом, можно не платить большие налоги в России».
Действительно, такая группа вопросов. Что вы про это в целом думаете и насколько это действительно может быть серьезно? Стоит ли нам об этом думать?
Лев, давайте на две части разделим. Первая ― чисто финансовая часть. Я думаю, большого ущерба для бюджета не будет по простой причине: вот эти люди, которые сидят под санкциями, так или иначе в личном плане оптимизируют свои налоги, у них есть консультанты. Например, через корпоративные налоги, через какие-то разные лазейки и так далее. Кстати, эти люди продолжают платить налоги, я думаю, за границей во многом, потому что, вы знаете, есть со многими странами договор об избежании двойного налогообложения, хотя эти люди под санкциями. Это первое.
Второе. Но политический резонанс, конечно, очень большой. Я считаю, конечно, этот закон не стоило принимать и вообще не стоило инициировать, потому что дело не в деньгах, а в отношении людей. Сейчас же вообще в цене, ― и мы это видели, допустим, в событиях 26 марта, сейчас их много обсуждают по-прежнему, ― все-таки понятие справедливости оказалось в цене.
И молодые, и пожилые люди воспринимают справедливость как нужно, не в смысле, что всем всё разделить, и всё. Нет. Богатые люди пусть будут, но они тоже должны участвовать, наверно, в этой сложной ситуации, о которой мы с вами только что говорили, когда налоги изымаются и, может быть, будут увеличиваться.
И поэтому принятие этого закона, причем в таком спринтерском темпе, ― это же было сделано буквально в течение считанных дней, ― по-моему, нанесло нашей власти ущерб не меньший, быть может, чем этот фильм про Медведева.
Фото: Александр Уткин / РИА Новости