Прямой эфир

Националистов в России стали реже судить и мягче наказывать

Новости
1 579
13:05, 21.03.2017

Центр «Сова» зафиксировал в 2016 году снижение уголовных репрессий по отношению к расистам и националистам, сообщается в ежегодном докладе о ситуации с ксенофобией (.doc). Власти перенаправили усилия на профилактику национализма — путем блокировки сайтов и страниц в соцсетях, но это бьет и по свободе слова, считают авторы.

Количество приговоров за насильственные преступления по мотиву ненависти в 2016 году оказалось ниже, чем годом раньше, констатировали эксперты информационно-аналитического центра «Сова» в презентованном сегодня докладе «Ксенофобия и радикальный национализм и противодействие им в 2016 году в России». Снизилось и количество приговоров за вандализм и участие в запрещенных организациях. Также снилось количество приговоров за «экстремистские высказывания»: их меньше, чем в 2015 году, а во второй половине года меньше, чем в первой. Зафиксировали эксперты и уменьшение числа тех, кто был приговорен за высказывания к лишению свободы. 

Впрочем, и количество расистских и неонацистски мотивированных нападений, по данным мониторинга, «немного сократилось по сравнению с тем, что было годом ранее, но не так радикально, как это было в прежние годы», говорится в докладе. В минувшем году от неонацистски мотивированного насилия погибло не менее 9 человек и было ранено или избито 72 человека.

Авторы доклада не исключают, что это снижение репрессий политически мотивировано: власти ослабили борьбу с ультраправыми группировками, с которыми активно боролись с началом Русской весны после присоединения Крыма в 2014 году. Часть этих группировок смыкаются с демократическими партиями и движениями (как ПАРНАС), что оберегает их от репрессий.

Кроме того, власти переходят к тактике профилактики проявлений национализма – прежде всего за счет блокировки сайтов и страниц в социальных сетях. Количество решений о блокировках резко возросло. При этом такой метод угрожает свободе слова, делает интернет более цензурированным, заключают докладчики, отмечая, что он не является панацеей от насилия на почве ксенофобии и ненависти. В целом же уровень этого насилия остается неизвестным: докладчики анализировали только данные из открытых источников.