В субботу, 18 марта, стало известно о смерти исполнительного директора по контролю качества и надежности госкорпорации «Роскосмос» Владимира Евдокимова. Он был найден мертвым в СИЗО номер пять в Москве. Дождь собрал все, что известно об убийстве Евдокимова, а также о том, почему топ-менеджер «Роскосмоса» находился в СИЗО.
Чем занимался до ареста
Евдокимов — выпускник Челябинского политехнического института по специальности инженер-механик. Более 20 лет (до 2005 года) он работал на различных должностях на предприятиях министерства среднего и специального машиностроения (атомная промышленность).
Затем в течение двух лет занимал должность первого заместителя ФГУП «Авиатехприемка». После этого перешел на должность гендиректора компании, которую покинул в 2014 году.
С 2014 по 2015 год Евдокимов был заместителем гендиректора по качеству и надежности ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация». С 2015 года — исполнительный директор по обеспечению качества и надежности Государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос.
Арест
Евдокимов находился в СИЗО с декабря 2016 года по обвинению в мошенничестве с недвижимостью Российской самолетостроительной корпорации «МиГ».
Арестован также был бывший директор ЗАО «Научно-технический центр» Александр Золин. По версии следствия, Евдокимов, Золин и другие фигуранты «в 2007–2009 годах через ряд коммерческих организаций незаконно приобрели права на государственное имущество ОАО „Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»“ стоимостью не менее 200 млн рублей».
Евдокимов своей вины не признавал и просил суд отправить его под домашний арест, предлагая залог в 30 миллионов рублей. Кроме того, за Евдокимова вступилось руководство «Роскосмоса». Гендиректор госкорпорации направил в суд обращение, в котором отмечал, что человек с таким уникальным опытом и квалификацией гораздо полезнее для страны на свободе.
Как писал «Коммерсантъ», это уголовное дело — эпизод более крупного расследования, по которому также проходил Евдокимов. В начале 2000-х он вместе с бывшим гендиректором «дочки» РСК МиГ Алексеем Озеровым и замгендиректора ПАО «Туполев» Егором Носковым приобрели за несколько десятков миллионов рублей 2,2 га земли на Ходынском поле с тремя зданиями на нем. Рыночная стоимость недвижимости составляла более 600 миллионов рублей. Издание отмечало, что первоначально все имущество было оформлено на отчима общего знакомого фигурантов, который работал шофером.
Убийство
Источник «Интерфакс» сообщал, что смерть Евдокимова «носит криминальный характер», так как на его теле нашли два колотых ранения в область груди. Позже Следственный комитет завел уголовное дело по статье «Убийство».
По словам официального представителя прокуратуры Москвы Елены Россохиной, «на теле мужчины обнаружили признаки насильственной смерти». Она добавила, что из-за случившегося началась прокурорская проверка, во время которой действиям должностных лиц СИЗО-5 «будет дана строгая оценка».
При этом источник ТАСС в правоохранительных органах не исключил, Евдокимов мог совершить самоубийство.
«Владимир Евдокимов был обнаружен мертвым в помещении туалета в камере, который не попадает в зону обзора камер видеонаблюдения. У него обнаружено несколько ножевых ранений, но они были неглубокими, что не исключает версию о том, что он мог нанести их себе сам», — пояснил собеседник агентства.
«Коммерсантъ» также сообщает, что в одной камере с Евдокимовым содержались еще 11 человек. Собеседник «Интерфакса» в правоохранительных органах заявил, что к смерти экс-менеджера «Роскосмоса» причастны, скорее всего, его сокамерники, а не он сам.
Причины
Один из источников «Интерфакса», знакомый с ситуацией, считает, что Евдокимов мог стать жертвой недоброжелателей. Предполагается, что он мог свидетельствовать против них по нескольким эпизодам, «не связанным с деятельностью ракетно-космической отрасли, к которым мог иметь отношение убитый и по которым он сотрудничал со следствием». Пока эта версия рассматривается в качестве основной, отмечает агентство.
Собеседник «Интерфакса» добавил, что «недоброжелатели опасались, что Евдокимов может назвать их имена в ходе сотрудничества со следствием и раскрыть следствию их преступные схемы».
Бывший сотрудник ФСИН рассказал «Ленте.ру», что версия о конфликте между сокамерниками рассматривается, но маловероятна. По его словам, убийство человека в изоляторе требует санкции так называемых воров в законе, которые отвечают за порядок в конкретном СИЗО или колонии.
Кроме того, правозащитник Ева Меркачева заявила, что сокамерники Евдокимова были преимущественно людьми, далекими от блатного уголовного мира. «С ним в изоляторе находились в основном подозреваемые и обвиняемые по экономическим преступлениям», — сказала Меркачева. Она добавила, что претензий к другим арестованным Евдокимов не высказывал.
Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ