Псковский депутат Лев Шлосберг ответил на вопросы зрителей «Дождя» в программе «Политика. Прямая линия». В частности обсудили проблему Крыма.
Лев Шлосберг: Во-первых, никогда нельзя уходить от того, чтобы называть беззаконие беззаконием. Если вы считаете, что кто-то из политиков, ученых, правовых специалистов должен говорить, что беззаконие допустимо, то вы разрушаете сами основы государства.
Второе ― присоединение Крыма нарушало не только международные обязательства России. Хочу напомнить вам, что два межгосударственных договора России и Украины о дружбе и сотрудничестве, один подписанный Ельциным и один подписанный Путиным, включали в себя обязательство России о неприкосновенности государственных границ. Это очень серьезно. Подписи двух президентов были действиями 2014 года растоптано.
Ни одно международное право не признает партизанские референдумы. Ни одно международное право не признает включение в государство территории без согласия самого государства. Всё, что можно было с точки зрения права нарушить в 2014 году, наша страна нарушила, и это стыдно, это позорно.
Что касается действий сегодня, то сегодня Крым и Севастополь являются субъектами Российской Федерации. Там большинство людей ― граждане России, хотя многие из них сохраняют украинские паспорта. Что хотят жители Крыма и Севастополя? Они хотят спокойно и хорошо жить. Ответственность и России, и Украины, и надгосударственных институтов заключается в том, чтобы найти такой способ решения крымской проблемы, который восстановил бы законность в Крыму.
Нужно очень хорошо понимать, что восстановление законности является нетривиальной ситуацией. За весь XX век после Потсдамского мира, после Второй мировой войны ситуации, аналогичной Крыму, не было в Европе. У нее нет аналогов. То, что говорит партия, и то, что я полностью поддерживаю ― нам необходимо признать существование крымской проблемы. Об этом мы говорили с Синдеевой и об этом мы говорим везде.
Признание существования этой проблемы означает то, что ее нужно решать. Какие будут найдены способы решения этой проблемы, могут решить только Украина, Россия, возможно, ОБСЕ, ООН, еще какие-то институты, которые присоединятся к этой ситуации. Возможно, это будет территория совместного управления. Возможно, это будет территория уникальных прав двух государств, не нарушающих права.
Фактически мы должны найти такую модель управления Крымом, которая не нарушила бы права граждан России и Украины. Примитивное представление о том, что мы взяли кусок, съели или нет, пожалуйста, вынь его изо рта и положи в холодильник ― в холодильник, как пошутил один политик, предметы не возвращаются. Проблема заключается в том, что Россия полностью отрицает существование крымской проблемы. Она отрицает, что санкции законны, а санкции совершенно законны.
И до тех пор, пока во главе России будут люди, которые отрицают то, что Крым ― это наша проблема, не Европы, Европа эту проблему разрешила на раз. Она может десять лет, двадцать лет, сто лет подряд продолжать санкции, и не шелохнется ничего. Кто у них потерял от этих санкций, им они уже всё компенсировали, в отличие от нашей страны.
Мы должны приступить к решению крымской проблемы, чем скорее, тем лучшее. До тех пор, пока она не будет квалифицированно решена, и это признают Россия, Украина и все надгосударственные институты, у нас не будет экономического спокойствия и, по сути, не будет мира.