Прямой эфир

«Медведев, конечно, ослабеет»: политологи о возможных последствиях расследования Навального

Заметки
23 229
16:50, 02.03.2017

Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) опубликовал свое самое масштабное, по заявлению основателя фонда Алексея Навального, расследование, в котором утверждается, что премьер-министр России Дмитрий Медведев владеет «огромными участками земли в самых элитных районах, распоряжается яхтами, квартирами в старинных особняках, агрокомплексами и винодельнями в России и за рубежом». Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила, что «комментировать пропагандистские выпады оппозиционного и осужденного персонажа, заявившего, что он уже ведет какую-то предвыборную кампанию и борется с властью, бессмысленно». Если расследование и угрожает Медведеву какими-либо последствиями, то не в краткосрочной перспективе, но оно может сказаться на репутации власти в целом, считают опрошенные Дождем политологи.

Екатерина Шульман, доцент Института общественных наук РАНХиГС, политолог:

«Такие вещи имели бы [для Медведева] последствия, если бы он куда-нибудь баллотировался. Пока он баллотироваться никуда, видимо, не собирается, а на устойчивость его положения как премьера это не то чтобы совсем не влияет, но решающей роли не оказывает. У нас госслужащие не уходят в отставку в случае появления информации об их коррупционном поведении или противозаконных действиях.

Но надо отметить вот что: внутри самой машины власти появление такого рода сведений воспринимается как сигнал от одной группы другой группе. Поскольку ни в гражданское общество, ни в средства массовой информации они не верят, они верят в сигналы. Вот какая-то группа, настроенная против премьера, сумела таким вот способом эту информацию сделать публичной. Я не говорю о том, насколько это соответствует реальности, я думаю, что не соответствует. Думаю, что ФБК действует вполне самостоятельно, хотя пользуется теми сведениями, которые им с разных сторон притекают».

Аббас Галлямов, политолог:

«Ничего серьезного в ближайшее время не произойдет. Власть еще ни разу не реагировала на расследования Навального отставками, не думаю, что она начнет с премьер-министра. Всплеска общественного негодования сейчас тоже не будет. К коррупции в России привыкли и несильно ей удивляются, а общий уровень лояльности системе пока высок.

Конечно, расследование сильно ослабит эффективность антикоррупционной повестки самих властей. В обществе и так сильны подозрения, что власти занимаются не настоящей борьбой с коррупцией, а просто используют этот инструмент в политической борьбе. Демонстративное отсутствие реакции на разоблачение Медведева усилит это ощущение.

В долгосрочном плане эта история, конечно, поспособствует делегитимизации власти. Когда протестные настроения вырастут, ее припомнят еще не раз. Очевидных последствий расследования для Медведева в виде отставки не будет. Но в целом он, конечно, ослабеет».

Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития:

«Сколько уже было расследований Навального в отношении [главы „Роснефти“ Игоря] Сечина, [председателя Следственного комитета Александра] Бастрыкина и многих других — никаких последствий они не повлекли. Не думаю, что за этим расследованием стоит какая-то политическая цель, кроме того, что Навальный готовится стать кандидатом в президенты. Для Медведева никаких последствий, безусловно, не будет.

Наоборот, будет логика „оппозиция и враги нападают — значит, он один из наших“. Я бы не рассматривал это расследование как внутривидовую борьбу. Во-первых, у Навального, я думаю, нельзя заказать. Я надеюсь, что он по-прежнему искренний борец. А во-вторых, те, кто потенциально могут претендовать на это место, никогда не ступят на этот путь, — это слишком для них опасно».

Елизавета Антонова