Международная правозащитная организация Amnesty International представила доклад «Крым в темноте. Подавление инакомыслия», посвященный ситуации с правами человека на полуострове. В докладе (имеется в распоряжении Дождя) приводятся истории людей, подвергшихся политическому преследованию за несогласие с политикой новых властей — активистов, представителей крымско-татарской общины, а также журналистов и юристов.
Доклад основан на более чем 50 интервью с жителями Крыма и Украины. Сотрудники Amnesty International посетили полуостров в конце сентября 2016 года и встретились с теми, кто сейчас обвиняется в экстремизме, с их адвокатами и родственниками, а также с крымско-татарскими активистами и журналистами. Личности большинства опрошенных не называются из соображений их безопасности.
В отчете Amnesty International отмечает всплеск числа нарушений прав человека, свободы мнений, свободы мирных собраний и свободы объединений в Крыму после присоединения полуострова к России в марте 2014 года.
Опасения правозащитников вызывают методы местных властей по отношению к тем, кто не признает Крым российским. Правозащитники предупреждают об увеличении числа уголовных преследований несогласных и их похищениях. Все это, как утверждается в докладе, приводит к тому, что инакомыслящие либо молчат, потому что боятся, либо были вынуждены уехать с полуострова.
Большое внимание в докладе уделяется случаям преследования лидеров и активистов крымско-татарской общины, и в частности, участников объединения «Меджлис крымско-татарского народа» (организация запрещена в России и признана экстремистской). «В связи с открытым несогласием с оккупацией и аннексией Крыма Россией руководство Меджлиса крымско-татарского народа подверглось гонениям, в том числе запугиванию, вынужденной эмиграции и уголовному преследованию», — говорится в докладе.
В докладе приводятся истории активистов меджлиса, которые подверглись уголовному преследованию. В частности, правозащитники пообщались с зампредом объединения Ильми Умеровым, в отношении которого возбуждено уголовное дело по статье «Публичные призывы к нарушению территориальной целостности РФ» за выступление на украинском телевидении. В марте 2016 года Умеров давал интервью на крымско-татарском языке, в котором заявил, что «Россия должна уйти из Крыма, Донецка и Луганска», после чего в мае было возбуждено дело об экстремизме. В рамках расследования уголовного дела его принудительно поместили в психиатрическую лечебницу. «Эти три недели стали для меня одной большой пыткой, — рассказывает Умеров, — Было очень трудно находиться с пациентами с реальными психическими расстройствами. Они постоянно пытались со мной разговаривать, стягивали мою одежду, кричали. У меня не было никакой частной жизни».
Другой лидер общины Ахтем Чийгоз уже два года находится под следствием в Симферополе за участие в митинге в поддержку территориальной целостности Украины перед зданием Верховного Совета Крыма 26 февраля 2014 года. Его обвиняют в организации массовых беспорядков. Однако ни один из более чем 50 опрошенных правозащитниками не смог показать, что именно Чийгоз был организатором беспорядков, никто из них даже не видел его в тот день.
По крайней мере 19 человек, по подсчетам Amnesty International, были арестованы по обвинению в членстве в террористической организации «Хизб ут-Тахрир». В их числе — известный в Ялте правозащитник Эмир-Усейн Куку, обвиняемый в экстремизме. Правозащитники считают, что обвинения против Куку голословны, и в действительности его преследуют за правозащитную деятельность и законное выражение своих взглядов. Описывая историю Эмира-Усеина Куку, сотрудники Amnesty International выражают обеспокоенность методами, которые силовики в Крыму используют для давления на задержанных. В докладе говорится, что к 9-летнему сыну Куку — Бекиру в марте этого года после школы подошел неизвестный мужчина и сказал, что его папа очень плохо поступил, когда отказался сотрудничать с ФСБ, и что папа теперь сядет в тюрьму на 10—12 лет. После этого мать Бекира с адвокатом написала заявление о случившемся в полицию. Но в итоге родителей Бекира обвинили в том, что они допустили такую ситуацию, в которой к ребенку может подойти незнакомый человек. Отец Бекира на тот момент уже месяц находился в СИЗО.
Сейчас инспектор по делам несовершеннолетних проводит проверку, в рамках которой пытается встретиться с Бекиром в отсутствие его родителей, правозащитники расценивают эти действия как давление на семью.
В докладе также говорится о не менее чем десяти случаях насильственных исчезновений нескольких крымских татар и проукраинских активистов. Так, в мае в Бахчисарае исчез активист движения за права крымских татар Эрвин Ибрагимов, кадры с камеры наблюдения показывают, что его затолкали в машину дорожной полиции. С тех пор о нем не слышали и его исчезновение не расследуется, пишет Amnesty International.
Кроме того, правозащитники отмечают ухудшение ситуации со свободой слова — в регионе фактически не осталось местных независимых СМИ. Неудобному для местных властей телеканалу ATR не продлили аккредитацию, также лишили аккредитации независимую газету «Авдет». Тех журналистов, которые придерживаются альтернативной точки зрения на происходящее в Крыму, — преследуют, говорится в докладе. В качестве примера приводится уголовное дело против журналиста Николая Семены, возбужденное по статье о «призывах к нарушению территориальной целостности РФ».
Это уже не первый доклад о нарушении прав человека в Крыму со стороны правозащитных организаций. Во время его подготовки сотрудники Amnesty International просили встречи с представителями местных властей, но не получили ответов. 10 декабря уполномоченная по правам человека в республике Людмила Лубина, комментируя сведения о притеснении крымско-татарских активистов, заявила, что за последний год ни один крымский татарин не обратился к ней по поводу нарушения своих прав.
Соня Гройсман
Фото: Александр Полегенько/РИА Новости