Что именно ожидать в налоговой политике в ближайшие три года рассказал Кирилл Никитин, директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ.
Фото: Depositphotos.com
Каждый год, начиная с 2013-го, в сфере налоговой политики повторяется один и тот же кульбит. Осенью Минфин публикует, палаты парламента заслушивают, а правительство утверждает документ под названием «Основные направления налоговой политики» на следующий год и трехлетний плановый период. А затем, в декабре, с очередным ежегодным посланием Федеральному собранию выступает президент. И каждый раз в послании называются вполне конкретные и притом весьма радикальные новации из области налоговой политики, о которых месяцем-двумя ранее в «Основных направлениях» не было сказано ни слова. Достаточно вспомнить, что именно в президентских посланиях разных лет впервые прозвучали такие слова, как «деофшоризация», «налоговая амнистия», был дан старт радикальному изменению порядка налогообложения трудовых мигрантов из безвизовых стран (мало кем, кроме мигрантов и их работодателей, замеченному, но полностью измененному в последние два года) – и это лишь малая доля возможных примеров.
Таким образом, правительственные «Основные направления налоговой политики» на трехлетний период полностью утратили свои основные функции, главная из которых – обеспечение прогнозируемости налоговой системы. А федеральный Минфин постепенно сдал позиции монопольного законодателя налоговой моды, прочно уступив это место авторам президентского послания и одновременно поделившись существенной долей влияния с профильным комитетом Государственной думы.
На этом фоне послание 2016 года, также уделившее существенную долю внимания налоговой тематике, выделяется особо. На этот раз президент не ограничился озвучкой конкретных мер (они свелись к предложению о продлении до 2023 года льготного тарифа обязательных страховых взносов для ИТ-отрасли и к требованию определиться-таки с правовым и налоговым статусом самозанятых граждан). Сославшись на запрос общества на «стабильные, устойчивые, предсказуемые правила ведения бизнеса, включая налоговую систему» (то есть на все то, что должны были обеспечивать «Основные направления» на трехлетний период) и похвалив себя за выполнение обещания 2014 года не менять правил налогообложения в течение четырех лет (что слегка спорно), он озвучил график мероприятий по «настройке налоговой системы»что вполне может вылиться в масштабную реформу.