В Средиземном море произошла вторая за месяц авария российского истребителя, выполняющего полеты с крейсера «Адмирал Кузнецов». В начале ноября в воду упал истребитель МИГ-29. Тогда Минобороны ограничилось формулировкой «техническая неисправность». Про упавший 5 декабря истребитель Минобороны уже официально сообщило, что эта авария произошла из-за разрыва троса торможения.
Во время посадки на палубу крейсера в хвостовой части истребителя опускается крюк — тормозной гак, который скользит по поверхности палубы и зацепляется за трос, лежащий попрек посадочной полосы — аэрофинишер. На палубе их несколько: первый лежит на поверхности, если не удастся зацепиться за него или трос порвется, автоматически поднимется второй, а затем и третий, рассказывает заслуженный военный летчик России, генерал-майор Владимир Попов.
Истребитель Миг-29к упал в ноябре из-за отказа двигателей, писала «Газета.ru» со ссылкой на источник, знакомый с организацией полетов на авианосце. По его данным, на второй круг пилот был вынужден заходить как раз из-за обрыва троса финишера на палубе. Проблему не удалось разрешить быстро, в итоге у самолета кончилось топливо и он упал, пишет издание. Официального подтверждения этой версии не было.
Версия с порванным тросом была описана и в блоге bmpd, который ведут эксперты «Центра анализа стратегий и технологий». Они писали, со ссылкой на источник, что из трех истребителей, вылетевших в тот день, успешно сел только первый. Второй, несмотря на то, что в итоге зацепился за последний трос, порвал предыдущие финишеры и они запутались. Из-за этого третьему истребителю была дана команда ожидать, пока поломку исправят. В итоге истребитель истратил все топливо и упал в воду. Источники bmpd назвали ситуацию на палубе «бардаком».
Минобороны выдвинутые версии никак не прокомментировало. Вторую аварию министерство уже официально объяснило обрывом троса аэрофинишера, из-за которого самолет скатился в воду. По словам Попова, оборвавшийся трос мог сбить разбившийся Су-33 с курса и помешать самолету уйти на второй круг.
Проблемы с тросом у «Адмирала Кузнецова» случались еще в 2005 году. Тогда в Северной Атлантике на авианосце произошли сразу две аварийных посадки истребителей Су-33. Оба раза трос обрывался после того, как за него цеплялся самолет. Один истребитель в итоге упал в океан и утонул. Второму удалось удержаться на палубе. Тогда никто не пострадал.
По словам Попова, обрыв троса — частая ситуация, а порядок действий в таком случае четко отлажен. На диагностику и замену при этом уходит несколько минут, рассказывает Попов. По его словам, Россия только нарабатывает опыт эксплуатации крейсеров. То, что в течение месяца российские ВВС потеряли два истребителя — совпадение, считает он.
Эксперты «Центра анализа стратегий и технологий» указывают на недостаток подготовки и организованности палубной команды авианосца, которая может привести к серьезным потерям.
Разрыв троса вполне штатная ситуация, они случаются и на иностранных крейсерах, согласен авиаэксперт Вадим Лукашевич. По его словам, сейчас возросла интенсивность полетов с «Адмирала Кузнецова», и все эти проблемы стали видны. «Когда в воздухе самолеты, то палубная команда должна за очень короткое время исправить и заменить тросы, наши оказались к этому не готовы. На сегодняшний день у „Кузнецова“ это самое больное место с точки зрения использования корабля», — считает Лукашевич.
«Адмирал Кузнецов» — единственный в составе российского Военно-морского флота тяжелый авианесущий крейсер. Он предназначен для поражения крупных надводных целей, а также защиты морских соединений от нападений с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок. Впервые он был спущен на воду 4 декабря 1985 года. На стадии проекта крейсер назывался «Советский Союз», в 1982 году его переименовали в «Леонид Брежнев».
Даниил Сотников
Фото: Министерство обороны / РИА Новости