Прямой эфир

Пять лучших постановок фестиваля NET, которые нельзя пропустить

Спектакли о беженцах на вокзале, радикальном Евангелии и инклюзивный балет
Искусственный отбор
2 562
17:17, 22.11.2016

В Москве продолжается череда фестивалей. Не успел отгреметь Context Дианы Вишневой, как открылся новый и тоже международный фестиваль нового европейского театра NET. Здесь снова собрали передовые постановки, как иностранные, так и российские. Как драматические, так и танцевальные. Все больше мультижанровые и интерактивные. Денис Катаев отобрал самые важные спектакли.

Пять лучших постановок фестиваля NET, которые нельзя пропустить

Сегодняшний театр уже давно вышел на улицу. Тут не ни четвертой стены, ни границ, ни дистанции. Все стало уж совсем иммерсивным. «Иммерсивный» значит — с погружением. Вот и здесь на NET активно этим со зрителями занимаются. И все чаще на вокзалах. На выходных в депо Курского вокзала погружали в состояние смерти в перформансе «Тибетская книга мертвых». А в эти дни петербуржцы оккупировали Ленинградский вокзал... Брехтом.

«Разговоры беженцев» — название тоже модное и актуальное. Но это Брехт, название его пьесы, которую он написал в самый разгар Второй мировой в Финляндии. «В ресторане на вокзале города Хельсинки сидели двое и, время от времени опасливо оглядываясь, рассуждали о политике», — вот и весь сюжет этой постановки.

Петербуржцы Константин Учитель и Владимир Кузнецов решили все это в буквальном смысле воспроизвести на современном вокзале. Но разговоры все те же— брехтовские. Сначала они проверили это на себе на Финляндском вокзале Петербурга. А теперь привезли постановку сюда, на NET. Только два актера, которые теряются в толпе, ходят по вокзалу, по залу ожиданию и только и делают, что разговаривают. Зрители подслушивают их с помощью специальной аппаратуры, могут пристально следить за ними или просто раствориться в толпе, тотальная свобода действия. Главные герои   и правда беженцы, немцы, обсуждающие как глобальные общечеловеческие вопросы, так и мелкие бытовые проблемы.

Много так, конечно, и злободневного, что подойдет и для современного российского вокзала вполне. Вот один из героев говорит: «Здесь даже в пивной за столиком уже запрещено иметь собственное мнение. Немцы, а до них еще и другие сделали открытие, что и это уже опасно. Они даже залезали под столик, чтобы подслушивать. Вот что они сделали с мелкобуржуазным свободолюбием   они подрезали его под корень». А другой отвечает: «Тогда обратимся к Франции. La patrie. Я рад, что я не француз. Мне не по вкусу, что у них слишком много патриотизма».

В общем, про патриотизм, про свободу, про человеческое достоинство. Самое место на перепутье, а именно с таким местом вокзал и ассоциируется, порассуждать на темы, которые никогда не умрут. Особенно в то время, когда глобальная катастрофа чувствуется снова как то близко.

Но самое главное на NET   это иностранные постановки, гастроли важных трупп. Например, открылся фестиваль спектаклем «Праздники будущего» легендарной британской компании Forced Entertainment, которая показывается в Авиньоне регулярно и на других важных смотрах. А следом покажется знаменитый итальянский режиссер Пиппо Дельбоно.  

Пиппо Дельбоно уже не раз показывался в Москве и хорошо знаком публике своими хулиганскими и импровизационными постановками, в которых обычно задействованы маргинальные элементы, в том числе те же самые беженцы или, например, ВИЧ-инфицированные, а в его труппе есть аутисты и люди с синдромом Дауна. Его театр всегда на стыке жанров: он и физиологичный, и пластичный, ведь он работал с Пиной Бауш, этому у нее и научился, заветам верен до сих пор.

 Он, конечно, провокатор и мистификатор, который пытается шокировать своими постановками, раззадорить зрителя своей энергией. И это ему удается: и работа с актерами, и декорации, и музыка, и даже он на сцене: все работает в едином порыве. В данном случае нас ожидает    современная опера с участием оркестра, хора, танцовщиков и актеров Хорватского Национального Театра. И здесь снова про войну и ее жертв: история, которую он так зрелищно рассказывает: основана на воспоминаниях очевидцев уже боснийской бойни, на сцене все это действо будет периодически перемешиваться с видеокадрами из итальянского лагеря для беженцев и библейской коннотацией, ведь Vangelo — это Евангелие. Связь времен, но никакой конъюнктуры. Это полноценное искусство, как всегда личный манифест, ведь спектакль посвящен матери, жесткое и бескомпромиссное гуманистическое высказывание про ужасы войны, на которых надо учиться всегда. И вот так честно, без фальши, без условностей, с настоящими чувствами. И никакого больше погружения и не надо.

Уже который год на NET привозят и видных экспериментальных хореографов и представителей современного танца нашего времени. В прошлом это был Борис Шармац. Продолжат тенденцию и в этом году. Его друг и коллега один из самых радикальных постановщиков современности Жером Бель с еще одним инклюзивным проектом — Gala.

Бель, как Дельбоно, служит одной цели — пытается вытравить из современного театра всяческую искусственность, то есть всеми возможными способами преодолевает условность театра, в котором уже невозможно играть, а нужно быть самим собой. Вот и здесь он пытается столкнуть живое и игровое.

Впервые Бель представил этот проект в Берлине в прошлом году. Профессионалы и любители, опытные танцоры и любители   все здесь в одной лодке. Танцуют все: и подростки, и старики с животами, дамы в возрасте, актриса с синдромом Дауна, и человек в инвалидной коляске, наравне с признанными звездами, которые выступают по всему миру. Их возможности при этом безграничны. Они и представляют эту яркую и нестандартную постановку. Это, и правда, по структуре гала-концерт с чередой номеров. Здесь вам и балет, и импровизация, и вальс и даже лунная походка Майкла Джексона. На любой вкус. И он, конечно, мощно бьет по всем театральным скрепам, убивает всяческую исключительность и избранность исполнителя. То есть возводит фактическую самодеятельность на уровень арта. Ведь гораздо важнее эмоции, которые ты получаешь, чем сама хореография. И не натренированные тела могут выдать гораздо больше эффекта, чем постановочные движения. И чем нелепее кто-то танцует, тем круче. В музыке только гармония есть, а здесь царит дисгармония, возводящаяся до абсурда. Это он и доказывает на сцене. В конце-концов это и есть манифест той свободе, к которой призывает современный театр и особенно contemporary dance. И снова рассуждение о норме и совершенстве, с провокацией и вызовом, а как по-другому. Уроки толерантности, в общем, принятия другого, непохожего, вот таким прямолинейном способом.

На NET покажут еще один эмоциональный и неоднозначный хореографический перформанс под громким названием Climax. Это постановка из Израиля, которая изначально была поставлена для музея еще одной звездой в этом жанре — Ясминой Годдер.

Ясмина Годдер   тоже одна из звезд современного танца. Училась в Нью-Йорке, в школе легендарной Марты Грэм и у панков с Манхэттена, а потом совместила эти разные техники у себя в студии в Тель-Авиве. И здесь снова интерактив: и взаимодействие разных жанров. Работает в экспериментальной манере, на границе с физическим театром и перформансом.

Climax — попытка  диалога изобразительного и исполнительского искусства. Шесть перформеров выведут зрителя на чистую воду. Здесь придется выходить на контакт, закрыться никак не получится. Артисты смотрят в глаза, кричат, поют, двигают людей, заставляют нервничать и суетиться. Это снова все очень физиологично и телесно, честно и открыто, призыв к эмоции, иногда случайной и незапланированной. Спросите, а есть ли здесь социально политическая подоплека? Или это просто откровенный танец?  Но израильтянка не могла обойтись без нарратива.

Это визуальное и даже тактильное шоу пробует поговорить о хрупким чувства общности, о стремлении к безопасности внутри этого самого герметичного общества, об опасности ощущающейся извне. Это касается всех, не только израильтян, и точно будет близка нашему очень закрытому российскому обществу. Возможно, этот перформанс как то расшевелит зрителя, и они будут не просто молчаливыми экспонатами на этом представлении, но и активными участниками. К чему и призывает Ясмина Годдер.

И под конец еще об одном российском участнике фестиваля. Один из главных экспериментальных российских режиссеров Дмитрий Волкострелов уже полноценно показался в Москве недавно на гастролях на фестивале «Территория». Но там был весь репертуар его театра Post из Питера. Cюда же на NET привезут его знаковую постановку из Казани: «Карина и Дрон». И здесь снова Волкостелов в тандеме со своим давним партнером и соавтором белорусским драматургом Павлом Пряжко. И снова поколенческое высказывание с очень злободневными текстами, с бытовым языком, на котором сегодня разговаривает молодежь,  в стиле героев фильмов Валерии Гай Германики.

Вот в спектакле «Поле», который показывали на «Территории» также говорят потомственные комбайнеры: «шансончик. Легкий. Типа Трофима». Здесь снова подобные диалоги современных подростков, тех самых, кто потом может взять и устроить тот самый бунт, который мы наблюдали с вами на прошлой неделе под Псковом. В это как раз попытка разобраться, кто они такие те, кто ведут трансляции в перископе, больше, чем разговаривают по телефону, те, кто просто разучился писать, а разговаривает как то по особенному. Актеры  тоже все живые, правдивые и честные. Это все жители Казани в возрасте 14-16 лет, реальные. Среди них, как у Беля, студенты театрального училища и простые школьники. Про шум времени, про новый язык, который уже давно завоевал свое место в этом мире, но который многие предпочитают не замечать. А на этом надо заострить внимание, что и делает Волкострелов.

Фото: официальный сайт фестиваля NET