В течение последних двух недель у сотрудников «Открытой России» проводятся обыски, самих активистов допрашивают, сообщает «Новая газета» со ссылкой на источники в следственных органах. Сотрудники «Открытой России» в разговоре с Дождем подтвердили информацию только о допросах.
Собеседники издания назвали разные причины обысков. Одни источники рассказали, что следственные действия связаны с «третьим делом ЮКОСа», а именно с обвинениями в легализации Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым средств, «приобретенных в результате совершения преступления». Другие собеседники «Новой» отмечают, что в ближайшее время может быть возбуждено другое уголовное дело.
По данным «Новой», у сотрудников «Открытой России» проводятся выемки компьютеров и другой техники.
Основатель «Открытой России» Михаил Ходорковский, комментируя публикацию «Новой», написал в твиттере, что обыски и допросы — это фон, при котором организация постоянно существует.
«Нас слышат, опасаются и пытаются напугать», — написал он.
Координатор «Открытой России» Мария Баронова в разговоре с Дождем не подтвердила информацию об обысках, однако рассказала о допросах сотрудников «Открытой России». По ее словам, допросы связаны со следственными действиями, которые были отложены в 2015 году.
«В июне следственная группа общалась только со мной в виде моей жалобы в Басманном суде по поводу обысков в „Открытой России“. Затем все откладывалось, потому что следственная группа занимается еще другими делами помимо так называемого материнского дела ЮКОСА, к которому присоединяются абсолютно все дела», — сказала Баронова.
Она добавила, что «есть еще несколько направлений», по которым периодически проводятся допросы и обыски, но они не связаны с текущими следственными действиями.
«В ноябре 2016 года эти допросы проводятся для консолидации информации — просто потому, что это очень запоздалая работа следственной группы», — сказала Баронова.
Главный редактор «Открытой России» Вероника Куцылло написала в фейсбуке, что последние обыски в офисе проходили в конце декабря 2015 года. В течение 2016 года СК продолжал расследование «основного дела ЮКОСа», во время которого сотрудников вызывали на допросы. Она добавила, что не видит в ситуации «ничего экстраординарного».
«Люди, так или иначе имеющие отношение к „Открытой России“, понимают риски, с этим связанные. Те, кто не готов жить и работать с этими рисками, просто принимают решение о более безопасном образе жизни», — написала она.
Источник «Медиазоны», близкий к «Открытой России», рассказал, что допросы проводят как среди действующих, так и среди бывших сотрудников организации. По словам собеседника издания, следователи после допросов предлагают подписать подписку о неразглашении материалов предварительного расследования и предупреждают об уголовной отвественности за разглашение. Он отметил, что на повестках указан номер уголовного дела 18/41-03 — номер «материнского дела» ЮКОСа, возбужденного в 2003 году.
«Материнским делом» ЮКОСа называют дело, по которому в 2005 году Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были приговорены к восьми годам заключения по обвинению в хищении и уклонении от уплаты налогов. Из этого дела были выделены другие, по которым также проходили другие сотрудники ЮКОСа.
В декабре 2015 года обыски прошли в московском офисе «Открытой России», а также в квартирах некоторых сотрудников организации в Санкт-Петербурге. Тогда СК объяснил следственные действия расследованием «материнского дела ЮКОСа», которое было заведено в 2003 году. Позже следствие пояснило, что обыски проходили для того, чтобы проверить законность приобретения акций ЮКОСа.