На следующий день после того, как прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда приравняла присоединение Крыма к вооруженному конфликту между Россией и Украиной, президент Владимир Путин подписал распоряжение об отказе от участия в Римском статуте Международного уголовного права. Сможет ли после этого МУС продолжить изучать события на Майдане, в Крыму и на востоке Украины?
Римский статут вступил в силу в 2002 году. В отличие от Международного суда ООН, который рассматривает в первую очередь споры между государствами, Международный уголовный суд решает вопросы, связанные с индивидуальной уголовной ответственностью.
В компетенцию МУС входят такие нарушения международного права, как геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Римский статут ратифицировали 123 государства. Россия подписала его в 2000 году, но так и не ратифицировала, поэтому полноправным участником МУС не была.
Изучать присоединение Крыма, конфликт на востоке Украины и события на Майдане суд начал после двух обращений Украины. Накануне был опубликован отчет прокурора о результатах предварительного расследования. В нем Фату Бенсуда заявила, что присоединение Россией Крыма является по сути открытым военным конфликтом с Украиной. В отчете также говорилось, что канцелярия прокурора намерена продолжить анализ предполагаемых преступлений.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал отчет прокурора «противоречащим реальности» и заявил, что отзыв Россией подписи под Римским статутом — это формализация, так как де-юре она никогда не была под юрисдикцией МУС. Песков уточнил, что этот шаг Москвы никак не связан с докладом прокурора.
Даже если суд окончательно признает присоединение Крыма военным конфликтом, правовых последствий для России и ее граждан не наступит, считает доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РАНХиГС Кира Сазонова. Суд ограничен принципами территориальной и персональной юрисдикции, то есть имеет право рассматривать только дела о преступлениях, совершенных на территории страны-члена МУС, а также совершенных гражданами стран, ратифицировавших Статут, объясняет она.
Украина, которая Римский статут также не ратифицировала, воспользовалась 12-й статьей акта МУС. Он позволяет государству признать юрисдикцию суда в отношении лишь одного преступления.
В теории МУС может возбудить дело по запросу Совета безопасности ООН, добавляет Сазонова. Так было в 2011 году в Ливии, которая МУС также не признала. Суд тогда выдал ордер на арест главы страны Муаммара Каддафи, его сына и главы ливийской разведки. После смерти Каддафи ордер на его арест был отозван, а дела двух других фигурантов так и не были переданы в суд.
Россия не обязана выдавать своих граждан по требованию МУС, и отзыв подписи никак на это решение не влияет, объясняет доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ Глеб Богуш. Это в том числе прописано и в 63 статье Конституции России.
Не признают Международный уголовный суд и США. Подпись, поставленную президентом Биллом Клинтоном, отозвал его преемник президент Джордж Буш-младший. После этого США, в частности, заключили серию двухсторонних соглашений о невыдаче американских граждан и приняли специальный акт, который ограждает американских военнослужащих от преследования в суде, рассказывает Богуш.
Даниил Сотников