«Трансаэро» собираются возродить. Уже год в прошлом один из крупнейших авиаперевозчиков России существует без лицензии на полеты, и ее деятельность сводится к выплате долгов перед банками и собственными сотрудниками. Это не помешало компании сообщить, что на носу заседание совета директоров, на котором владельцы рассмотрят программу «восстановления основной деятельности» перевозчика. Что представляет из себя сейчас некогда одна из крупнейших авиакомпаний России, и есть ли шансы на ее воссоздание — в материале Ольги Гладышевой.
Прошлый год для «Трансаэро», какой мы ее знали — одной из крупнейших частных авиакомпаний — стал последним. Оказалось, что перевозчик попал в долговую яму и на конец года сумма долга стала уже непосильной — более 250 млрд рублей. Полеты встали, а в конце октября компанию лишили сертификата на полеты. Последний самолет улетел 26 октября из Гонконга в Москву.
Сейчас в собственности компании остались всего 11 из 106 самолетов, средний возраст которых около 17 с половиной лет. Остальные самолеты, которые были взяты в лизинг, «Трансаэро» вернула банкам. Им пришлось потратить большие деньги, чтобы привести самолеты в годное состояние, жаловался Герман Греф.
Герман Греф, глава «Сбербанка»:
Очевиден был тренд, что компания последние годы двигалась к ситуации с неплатежеспособностью. В экстренном порядке вынуждены были включаться и кредиторы, в том числе мы, и правительство.
В компании осталось совсем немного сотрудников — в июле в «Трансаэро» числись 239 человек, хотя раньше было 11 000. По заявлениям руководства «Трансаэро», все долги по зарплате уже выплачены, однако долг перед банками не уменьшается.
Борис Рыбак, исполнительный директор Infomost Consulting:
Что касается вообще деятельности «Трансаэро» как юридического лица, честно говоря, это является загадкой. У них такой долг, который не позволяет им ничего делать, кроме как с банками, которые согласились там реструктурировать долг, пытаться как-то этот долг обслуживать.
Только лизинговым компаниям «Трансаэро» остается должна 150 млрд. И еще примерно 100 — банкам. При этом, по словам генерального директора «Трансаэро» Александра Бурдина, структура собственности компании почти не изменилась. Больше половины принадлежит Александру Плешакову. По информации «Газеты.Ru», в ноябре 2015 года основной владелец с супругой покинули страну.
Заявление о светлом будущем «Трансаэро» подняли котировки компании, но ненадолго. Поскольку, каким образом «Трансаэро» планирует второе пришествие, несмотря на плачевное состояние, непонятно. Пресс-служба отмечает, что речь идет о создании новой авиакомпании на базе активов старой. Но все зависит от благосклонности кредиторов. Проблема и в том, что вернуться на рынок авиаперевозок можно только вернув себе сертификат, который позволяет осуществлять полеты. А Минтранс уже не раз заявлял, что это невозможно.
Борис Рыбак, исполнительный директор Infomost Consulting:
Если это будет другое юридическое лицо, то такая вероятность теоретически существует, но если там будут те же самые учредители, на мой взгляд, «Росавиация» никогда, ни при каких условиях такой организации свидетельство эксплуатанта не выдаст.
На превью: фото / DepositPhotos