Прямой эфир

Эпидемия третьего уровня: почему теперь ВИЧ нужно бояться не только в Екатеринбурге

И как один регион указал на общероссийскую проблему
Заметки
13 732
19:42, 02.11.2016

В среду федеральные СМИ со ссылкой на пресс-релиз управления здравоохранения Екатеринбурга сообщили о том, что в городе официально объявлена эпидемия ВИЧ. Спустя несколько часов власти города заявили, что никакой эпидемии не объявлялось. Означает ли это, что вирус под контролем? Дождь изучил цифры и поговорил с экспертами.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), существует три стадии распространения ВИЧ-инфекции. Первая — начальная (когда вирус только начинает распространяться среди населения). Вторая — «концентрированная». При ней заражены более 5% какой-либо группы населения. Третья — «генерализированная» (когда ВИЧ инфицированы более 1% беременных женщин).

Третья стадия

В 2016 году число ВИЧ-инфицированных в России превысило один миллион человек. С начала года было зафиксировано более 50 тысяч случаев заражения. При этом инфицированных в России на самом деле больше, объясняет Олег Юрин, старший научный сотрудник Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом. Дело в том, что в России больными признаются только те, у кого недуг был диагностирован врачом. А на Западе при подсчете ВИЧ-инфицированных во внимание принимаются еще и косвенные данные. Таким образом в статистику попадают и те, кто еще не обратился к врачу. 

По уровню распространения Россия сейчас находится на второй — концентрированной — стадии. ВИЧ заражены более 5% наркозависимых. Но Россия приближается к третьей — генерализированной — стадии, сейчас ВИЧ уже инфицированы 0,8% беременных женщин, объясняет Юрин.

Впрочем, в некоторых регионах ситуация гораздо хуже, добавляет он. Среди лидеров в основном индустриальные регионы с большими городами: Свердловская, Челябинская, Иркутская области, Пермский край и другие.

ВИЧ уже не наркотический

ВИЧ в России в основном наркотический, то есть распространяется активнее всего среди внутривенных наркозависимых. Иная картина в Западной Европе, где вирус распространяется в основном половым путем среди гомосексуалов, рассказывает Юрин. Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман тоже объясняет сложную ситуацию в городе «последствия наркокатастрофы», захлестнувшей страну в 90-е годы.

Главная опасность сейчас в том, что ВИЧ в России постепенно выходит из группы наркозависимых, болеть начинают люди, не относящиеся к группам риска, говорит Юрин. Официальное объявление эпидемии при этом — формальность. «Идет постепенное нарастание, это медленный непрерывный процесс, и меры по борьбе должны предприниматься постоянно и давно», — уверен он.

Запад не поможет

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в России на период до 2020 года. Стратегия слишком абстрактная, в ней нет разделов, как остановить ВИЧ инфекцию среди основной группы — наркопотребителей, считает  глава федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский.

Даже с учетом стратегии денег на борьбу со СПИДом выделяется недостаточно, продолжает Покровский. По самым скромным оценкам, необходимо около 100 миллиарда рублей, и главное — нужно точно знать, как их эффективно тратить, считает он. При этом правительство не хочет применять европейский опыт, где раньше тоже был очень большой процент заражения среди наркозависимых, а теперь он снизился. «Это четко сформулированное желание правительства, что нам эти методы не нужны», — говорит Покровский. 

В октябре 2015 года глава Минздрава Вероника Скворцова говорила об угрозе эпидемии ВИЧ в России. Если госфинансирование лечения останется на прежнем уровне, число ВИЧ-инфицированных в России к 2020 году может увеличиться на 250%, рассказывала она тогда.