Интерес к российскому искусству в этом году повышенный. Только в Париже за последний месяц открылись две важные выставки. В сентябре в центре Помпиду российские меценаты подарили больше трехсот работ российских художников второй половины XX века. А 22 октября в Fondation Louis Vuitton открылась масштабная выставка «Шедевры нового искусства. Собрание Сергея Щукина». На нее должен был приехать Владимир Путин. Кроме того, по миру сейчас гастролирует постоянная экспозиция так называемого русского импрессионизма из одноименного музея. Все чаще ближе к юбилею судьбоносного 1917 года вспоминают о наследии русского авангарда. О новом всплеске интереса к искусству a la russe в обзоре Дениса Катаева.
В Париже привезли коллекцию Щукина. Событие уникальное. Воссоединить ее безуспешно несколько лет пыталась президент Пушкинского музея Ирина Антонова, даже к Путину с этим обращалась. Но вышло это только в Париже в новом музее Fondation Louis Vuttion.
Такое сложно было представить. Это прецедент. Чтобы взять и так вывести все шедевры из собрания двух главных музеев страны — Пушкинского и Эрмитажа. Обычно такое вместе не объединяют. А еще и в такие напряженные времена. И вот это случилось на нейтральной территории. Тем более можно сказать, все эти картины фактически на родину и вернулись. Ведь в основном Щукин собирал все больше французских художников, тогда радикальных, Пикассо, Матисса, Гогена. Потом и выставлял в своем доме для всеобщего обозрения, который и стал тем самым Государственным музеем нового западного искусства, который потом был расформирован в 1948 году по приказу Сталина, а вся коллекция национализирована.
Дальше и случилось то самое тотальное разделение между Питером и Москвой. И вот теперь висевшие рядом полотна снова вместе. Правда, не так как раньше. Ведь тогда развешивали все хаотично по стенам, на разных уровнях. Теперь все как принято на традиционных выставках. И потому что художники все больше французские, то и публика на все это обратила внимание, и к модному музею в Булонском лесу уже выстроились километровые очереди. Идея ее проведения принадлежит внуку Щукина Андре Марку Делок Фурко и биографу коллекционера Наталии Семеновой. Интерес повышен еще и потому, что помимо импрессионистов второй половины века двадцатого, по задумке куратора Анн Балдассари, очень уважаемого профессионала, в экспозицию добавили работы русских авангардистов, которые вдохновлялись увиденным в его общедоступном, открытом с 1911 года частном музее.
Здесь выстроили диалог русских художников с их французскими коллегами: Малевич висит рядом с Матиссом, Татлин соседствует с Пикассо и Браком. Есть там и произведения Александра Родченко — русский авангард в его радикальной версии. А главное — его связь с искусством европейским. И, конечно, коллекция Щукина — это не только Моне, Гоген и Сезанн. Это в первую очередь влияние на историю русского авангарда. Ведь музей у Щукина был открытый, он и повлиял на наших авангардистов, которые все это впитывали и перерабатывали. В итоге они и стали следующим революционным поколением, о котором тоже все чаще вспоминают в этом году.
Недавно в «Мультимедиа Арт Музее» открыли выставку к 125-летию со дня рождения Александра Родеченко. А весной в Москву вернулись шедевры русского авангарда. В Еврейском музее открылась выставка «До востребования». В начале советской власти насильно их вывозили в регионы, где открывались местные центры современного искусства. Вывозили достойные вещи. Там и «Павлин» Михаила Ларионова, «Супрематизм» Казимира Малевича, «Импровизация 4» Василия Кандинского, и полотна Татлина, Кончаловского и Бурлюка. А все еще вывесили, как было принято тогда в начале XX века. Работы перемешали так хаотично на разных уровнях, что современному зрителю даже неудобно смотреть. Однако это — отличный эксперимент, почувствовать себя современником художников.
Ради этого хотя бы стоит заглянуть в Еврейский музей. И это обязательно должно удивлять, как минимум. Вообще Еврейский музей активно исследует тему русского авангарда, Помимо выставки это Центре авангарда, музей запустил серию бесплатных лекций о зарождении перформанса и русском авангарде. Куратор же экспозиции искусствовед Андрей Сарабьянов выпустил четырехтомник «Энциклопедия русского авангарда», масштабное исследование: 1218 статей, более 4 тыс. иллюстраций, 238 авторов.
Кроме того, русский авангард вышел онлайн. Еще в прошлом году открылся официальный сайт «Энциклопедии русского авангарда» — фундаментального культурного проекта, направленного на популяризацию русского авангарда. На rusavangard.ru вы можете найти информацию об издании, его новостях и событиях, а также материалы обо всем, что связанно с русским авангардом.
Фото: Алексей Абанин / Дождь