В Берлине прошла первая с октября прошлого года встреча «нормандской четверки». Лидеры России, Германии, Франции и Украины обсудили украинский кризис, а затем первые трое — ситуацию в Сирии. Дождь рассказывает, как проходили и к чему привели берлинские переговоры.
Предыдущие переговоры в «нормандском» формате прошли в Париже в начале октября 2015 года. С тех пор у Владимира Путина и Петра Порошенко не было личных встреч.
Следующая встреча лидеров четырех стран должна была состояться в Китае на саммите G20 в сентябре. Но в августе после задержания подозреваемых в подготовке терактов в Крыму, названных участниками украинской диверсионной группы, Путин заявил, что встреча в таком формате бессмысленна.
В сентябре Москва сообщила о планируемом визите Путина в Париж, где 19 октября он должен был принимать участие в открытии духовно-культурного центра России. Еще 10 октября Олланд признался, что раздумывает, имеет ли смысл принимать Путина и изменит ли это что-то в сирийском вопросе. Уже на следующий день источник в аппарате президента Франции рассказал Reuters, что Елисейский дворец предложил Кремлю, чтобы Путин в ходе поездки обсудил с Олландом Сирию, и в ответ на это Москва вовсе отказалась от визита.
В итоге Сирия обсуждалась в более широком составе в Берлине, и, хотя лидеры «четверки» собрались там говорить о кризисе на Украине, именно сирийскому вопросу были посвящены ключевые заявления по итогам переговоров.
Целью встречи пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков называл «сверку часов» — о каких-то конкретных договоренностях, по его словам, говорить возможности нет. При этом он подчеркивал, что решение президента принять участие в переговорах не связано с эскалацией конфликта на Украине или с убийством одного из лидеров ополчения самопровозглашенной Донецкой народной республики Арсена Павлова, известного под позывным «Моторола». Хотя ситуация в плане безопасности на линии разграничения украинских войск и сепаратистов, по его словам, «оставляет желать лучшего».
Первым в резиденцию Ангелы Меркель, где проходила встреча, прибыл Петр Порошенко, чей самолет приземлился в аэропорту Тегель за два часа до начала переговоров. Затем туда приехал Франсуа Олланд, а последним — Владимир Путин, которого немецкий канцлер вышла встречать лично. Когда президент России вошел в зал, его коллеги уже сидели за столом — ожидая его, они успели провести трехстороннюю встречу. Но Путина ждали не только лидеры стран — у ведомства федерального канцлера собрались как сторонники, так и противники внешней политики России.
"und wir Deutschen werden da hinten ins Gebüsch verwiesen!"#Wahnwichtel demonstrieren gegen die Syrer_innen, die gegen #Putin protestieren pic.twitter.com/pC8uuz8yxu
— Frau Sommerfeld (@frausommerfeld) October 19, 2016
Meanwhile: syrische Geflüchtete, Menschen aus der Ukraine und andere gegen den #Putin Besuch. pic.twitter.com/kwiLlYeXvd
— Frau Sommerfeld (@frausommerfeld) October 19, 2016
Кроме него, от России в переговорах принимали участие его помощник Владислав Сурков и министр иностранных дел Сергей Лавров. Из-за санкций Суркову запрещен въезд на территорию Евросоюза, но, по данным Дождя, в этот раз для него было сделано исключение.
«До полуночи не закончим», — говорил утром в среду еще в Москве Песков. Прогноз сбылся: встреча началась около 19:30 по московскому времени и завершилась лишь спустя почти пять часов. Переговоры проходили без прессы за закрытыми дверями, и за все это время никто из их участников не покидал зал. Журналистам показали лишь несколько минут видеозаписи начала встречи.
Фото: пресс-служба канцлера Германии
Лидеры стран сделали только один короткий перерыв, во время которого стало известно, что по дороге в Берлин Путин обсудил с президентом Сирии Башаром Асадом по телефону ситуацию вокруг Алеппо в контексте действия гуманитарной паузы. По окончании четырехсторонних переговоров Порошенко покинул зал, а Путин, Меркель и Олланд обсуждали ситуацию в Сирии еще около часа. Президент Украины тем временем отправился в посольство Украины, где рассказал о первых итогах встречи.
В частности, по словам Порошенко, участники беседы договорились о введении в Донбасс полицейской миссии ОБСЕ. «Мы предложили — нас поддержали, российская сторона тоже это поддержала», — уточнил Порошенко. Введение на восток Украины миротворцев или вооружение уже действующих там наблюдателей обсуждается с прошлого года, однако для этого необходимо согласие всех сторон, включая ДНР и ЛНР. На рассмотрение ОБСЕ, по словам Порошенко, этот вопрос вынесет Германия.
Кроме этого, лидеры стран «нормандского формата» пришли к соглашению, что главы министерств иностранных дел подготовят «дорожную карту» по реализации минских соглашений до конца ноября, а затем ее подпишут президенты.
Наконец, Порошенко подчеркнул, что Киев требует обмена пленных по формуле «всех на всех», в том числе освобождения украинцев, задержанных Россией.
В аэропорт, где президента России ждали с самого окончания «нормандской» встречи, он приехал заметно уставшим и не ответил ни на один вопрос («Вам тоже, наверное, пора отдыхать», — сказал он журналистам).
Главное из того, что сказал Путин, — обещание продлить паузу в нанесении авиаударов в Сирии — до тех пор, пока российские военные не столкнутся «с активизацией бандформирований, засевших в Алеппо».
Накануне Минобороны России в одностороннем порядке ввело в Алеппо досрочное перемирие для эвакуации мирных жителей и вывода боевиков. Следующую «гуманитарную паузу» планировалось ввести с 08:00 до 16:00 четверга, но потом ее решили продлить на три часа.
Перемирие не может длиться несколько часов, «в таком случае оно не имеет смысла», считает Олланд. Он назвал Алеппо «городом-мучеником» и заявил, что прежде всего в Сирии нужно прекратить его бомбардировки сирийскими войсками и российскими ВКС. Происходящее там он назвал «настоящим военным преступлением». Меркель в свою очередь заявила, что в Алеппо «невозможно разделить террористов и мирное население, когда проводятся такие бомбардировки».
«Тот прогресс, которого мы добились в Париже, был достаточно ограничен, и сегодняшний день тоже не принес чуда», — сказала по итогам встречи Меркель.
Добиться многого не удалось, в частности, в решении вопросов гуманитарного характера на востоке Украине, констатировал Путин. «Здесь, пожалуй, продвижение самое минимальное, поскольку это было бы связано прежде всего с организацией выплат социальных пособий», — объяснил глава государства.
Стороны далеки и в вопросе прекращения огня в Сирии, добавила немецкий канцлер.
Иван Пивсаев, Антон Желнов