Лауреатом Нобелевской премии по литературе вопреки мнению букмекеров стал Боб Дилан, один из самых влиятельных музыкантов в истории. Премия присуждена за «создание новых поэтических выражений в рамках великой традиции американской песни». О творчестве великого музыканта и причинах его награждения по просьбе Дождя рассказывают музыкальные и литературные критики.
Боб Дилан (при рождении — Роберт Циммерман) заслуженно считается одним из главных музыкантов в истории рока. Первые песни он начал писать в конце 1950-х, дебютный альбом представил в 1962 году, а всего выпустил их более 35. Дилан девять раз получил премию «Грэмми», а также «Золотой глобус» и «Оскар» — за песню Things Have Changed в фильме «Вундеркинды». В 2010 году журнал Rolling Stone поставил Дилана на второе место (разумеется, после The Beatles) в списке величайших музыкантов ХХ века.
— Комитет разыграл прекрасную партию. Во-первых, они прекрасно понимали, что все будут очень рады победе Дилана — это такое движение в сторону народных масс, которые как-то интересуются прекрасным.
При этом они не сделали ничего новаторского, о чем сами же и поторопились заявить. Секретарь премии Сара Даниус подчеркнула, что пять тысяч лет назад и Гомер, и Сапфо писали тексты, которые исполнялись ровно так, как это делает Боб Дилан. Поэтому ничего новаторского в решении нет, это, наоборот, возвращение к корням: поэзия зародилась из музыки, они прорастают из одного корня. Мысль о том, что само деление на рок-музыку, поэзию, на высокую и низкую литературу устарело, — глубоко не новая. Но показательно то, что комитет ее не озвучивает, а держится именно за то, что исторически поэзия вышла из музыки.
Что более политически важно и мало замечается — премию дали американцу. Последний раз писатель из США — Тони Моррисон — получила эту премию в 1993 году, и все эти годы Нобелевский комитет неоднократно обвиняли в дискриминации американской литературы. Около десяти лет назад комитет даже выступил с заявлением о том, что они не дают премии писателям из США, потому что американская литература — «вне актуальных исканий». И вот сейчас награду присудили американцу, но не писателю. И, таким образом, никак не опровергли свое мнение о состоянии литературы в стране.
— То, что премия досталась американцу, — это предсказуемо, но то, что ее получит Боб Дилан, известный прежде всего как музыкант, — это выдающееся решение комитета. Он выдающийся поэт — это понятно всем, кто слышал хотя бы пять его песен, и он при этом еще умеет играть на гитаре.
Видимо, комитет учел не только его музыкальную и поэтическую славу, но и его верность убеждениям своей молодости. Он сильно увеличил количество хорошего в мире — своим благородным пацифизмом, неприязнью к любому официозу, полным отсутствием пафоса.
А Нобель завещал присуждать премию тем, кто увеличивает количество гуманизма в мире, тем, кто борется за идеалы. Боб Дилан нанес на карту мира небывалую Америку, до него такой ее не знали. Сработал морально-географический принцип.
Фото: Fred Jewell / AP
— В музыкальной сфере Боб Дилан получил уже все возможные награды. И в контексте Нобелевской премии по литературе важно то, что рок-музыка оказала огромное влияние на западное общество, особенно на англо-американские страны. А именно Боб Дилан оказал влияние на рок-музыку, он первым внес в нее настоящую литературу, поэзию. До него это были песенки «ля-ля-ля baby», а он показал, что можно петь о серьезных вещах — о социальных и политических проблемах. Чего только стоит одна из первых его песен «Времена меняются» — о тех сдвигах, которые происходили в американском обществе.
Его влияние на свое поколение и последующие — ведь и The Beatles, и The Rolling Stones были его поклонниками, — колоссально. И сейчас оно нашло свое выражение в Нобелевской премии по литературе.
— Разговоры о том, что Боба Дилана выдвигают на Нобелевскую премию, велись давно, поэтому рано или поздно это должно было произойти.
У Дилана есть серьезные литературные достоинства, у него образный язык, укорененный в американской поэтической традиции. Его почитают за то, что он своими песнями переопределил значение поп-музыки, сделал из нее некоммерческое развлечение, которым она была изначально, внес туда оптику «большой литературы». Сейчас это деление на «высокое» и «низкое» стирается, а тогда оно существовало. По тем меркам у него была непривычно «большая» поп-музыка: его тексты многозначны, а темы не ограничены какими-то повседневными проблемами. Не хочется скатываться на банальные фразы, можно обобщить, что у его песен появилось универсальное значение. Поэтический язык песен Дилана оказал сильное влияние на всю рок-музыку 1960-х, ему в той или иной мере начали подражать многие музыканты, начиная от [Леонарда] Коэна и заканчивая Джоном Митчеллом.
Но поэтические достоинства при присуждении премии, на мой взгляд, вторичны. Есть много хороших поэтов и писателей, которые ее не получали. То, что Нобелевку дали именно ему — это во многом признание масштаба его личности. Сложно предсказать, кому из музыкантов еще могут дать Нобелевскую премию по литературе. Если это произойдет, то очень нескоро.
— Это отчасти признание всей традиции, которую представляет Боб Дилан, поэтому это отчасти награда Роберта Джонсона, Хэнка Уильямса, Cмоки Робинсона и The Beatles. Эта традиция уже давно должна была начать восприниматься всерьез как вид искусства. Это литература, но это и музыка, это искусство, но это также и коммерчески успешно. Устаревшие категории «высокого» и «низкого» искусства давно исчезли, но теперь это признали официально.
Соня Гройсман
Фото: Mario Anzuoni / Reuters