В Москве показывают резонансные документальные фильмы, которые уже успели отгреметь в Каннах и на важнейших нон-фикшн фестивалях. Кинодебют известного писателя и фильмы о людях с психическими особенностями — Денис Катаев отобрал четыре лучшие картины, которые привезли в столицу.
Ровно 10 лет лет назад Джонатан Лителл написал роман «Благоволительницы», написанный на французском языке от лица офицера СС, который отвечал за решение еврейского вопроса. За него автор получил Гонкуровскую премию и Большую премию Французской Академии. Книга стала бестселлером. Там все прямо по Ханне Арендт, про банальность зла, и это осторожная попытка разобраться в том, что движет людьми на войне. Он сам видел кровь, в 1990‑х Литтелл работал в горячих точках в рамках международной гуманитарной организации Action Against Hunger в Боснии и Герцеговине, Чечне, Конго, Сьерра‑Леоне и Афганистане. У него есть книги про Сирию — «Хомские тетради», и про Чечню — «Чечня. Год третий». И вот теперь в Каннах, вне конкурса, он представил свой первый фильм, на этот раз про насилие в Уганде. Его привезли в Москву в Центр документального кино, автор лично представил картину.
«Неправильные элементы» — это документальный фильм Литтела о действовавшей в Уганде повстанческой группировке «Господня армия сопротивления» под руководством полковника Джозефа Кони. Группировка печально известна массовыми похищениями и вовлечениями детей в боевые действия и преступления. Очень мощное высказывание снова про то же ‑ про животные инстинкты в человеке, которые просыпаются при первой же аномалии, в данном случае во время гражданской войны. Портрет жертв гражданской войны в Уганде — это сильный дебют в режиссуре писателя. Главные герои — невольные жертвы, которые при этом еще и становятся отверженными, ненужными элементами в своей стране. За последние 30 лет в деревнях этой африканской страны было похищено более 60 тысяч детей. И вот теперь, когда конфликт более или менее утих, хотя его предводитель Кони все еще скрывается от правосудия и скрывается в подполье, Литтелл едет туда, в Африку. Он встречается с бывшими бойцами этой армии, которые рассказывают ужасные подробности своего пребывания в ней: как впервые убивали, как насиловали, как они, молодые и неопытные, не осознавали, что их ждет впереди.
Рассказ от первого лица со слезами на глазах, очень личный, максимальное приближение. А главное — это еще и рассказ про то, как им теперь приспособиться к новой жизни, как жить с этим клеймом повстанца, как их теперь воспринимают в обществе. Это кино про способность и готовность к переменам, к трансформации несмотря ни на что. А еще это кино про ад на земле. И кто теперь разберет, виновны они или нет, убивали или просто выполняли приказы, какая ответственность теперь лежит на них? Виновны ли они? Тот же самый вопрос Литтелл задавал в «Благоволительницах», где писал о нацистах, ежедневно решавших еврейский вопрос, и в частности о членах зондеркоманды. Это очень важная и актуальная тема, в частности для нашей страны сегодня. И главный нам урок — молчание это зло. Нельзя умалчивать трагедию. Литтелл снимает это табу, он рассказывает о том, на что все пытались закрыть глаза, когда зло продолжалось. Как быть с этим злом, а главное, как с ним справиться тем, кто его пережил — ответа нет. Зато есть хороший повод порассуждать на эту тему.
«Неправильные элементы», реж. Джонатан Лителл, 2016
В Центре документального кино в четверг, 6 октября, начнется важный фестиваль «Доку‑Mental», где покажут громкие фестивальные фильмы про людей с психическими особенностями. Это все хиты, которые показывали на таких уважаемых смотрах как, например, Hot Docs. Теперь они в Москве.
В первую очередь это фестиваль про ярких личностей. Вот, например, фильм про британского рокера Гэри Ньюмана, короля электронной музыки. Он называется «Гэри Ньюман: андроид в Ла Ла Лэнд». Никакого отношения к той самой картине La La Land Шазелла это не имеет. Просто созвучно. Это кино про то, что звезды тоже люди, и болезни и отклонения им не чужды.
Так кто же скрывается под маской этого безбашенного электронщика и легенды британского нью‑вейва? На сцене он и правда не раз доходил до безумия. Естественно, такие нагрузки и перенапряжения сказываются на психике, она у него явно нестабильна, и в фильме это показано. Мало того, музыкант и сам уверен, что страдает синдромом Аспергера, одной из форм аутизма. Но при этом он все‑таки творческий человек, и где же та грань между нормой и болезнью? Может, все это и есть норма для таких людей? Часть сценического образа. Ведь в жизни он ‑ образцовый отец, воспитывает трех дочерей, например. И ничего, справляется. Хотя сейчас все‑таки отошел от дел, ведет отшельнический образ жизни и мучается, за чем его и поймали авторы этого дока. Внутри — монолог героя на распутье, который сам пытается разобраться в себе, а также найти силы и вернуться к музыке. Это кино затрагивает ту самую проблему: никакие аутисты не больные, и не особенные, они просто другие, да еще и наделенные дополнительными способностями и навыками.
«Гэри Ньюман: Андроид в Ла ла лэнд», реж. С. Рид, реж. Р. Александр, 2016
И вот еще пара фильмов про жизнь замечательных людей. Вот, например, прямо документальный триллер про уголовника‑рецидивиста, который не может жить без того, чтобы не украсть автобус или поезд. Это его art de vivre.
Здесь снова к вопросу о нормальности. Вот главный герой Дариус МакКоллум. Сейчас он в очередной раз находится за решеткой, его судят, ему грозит 15 лет тюрьмы. И это не первый раз с ним такое. Его синдром Аспергера вылился в необычную страсть ‑ он стал воровать, причем у города, в котором живет, у Нью‑Йорка. Еще в 1978 он захватил поезд в подземке. С тех пор он угонял поезда и автобусы десятки раз. Соответственно, за это увлечение и пострадал уже неоднократно, много раз сидел, общий срок исчисляется годами. Но он продолжает. Это его свобода, это его жизнь и по‑другому он не может. В кадре — обаятельный, не желающий никому зла человек. Авторы вслушиваются в него и, прямо скажем, создают романтический образ, который так и просится в Голливуд. О нем тепло рассуждают даже обвинители и тюремщики, что уж говорить о родных, близких, адвокатах. В общем, вот еще один неординарный способ бытия, который никак не может примириться с окружающей действительностью. И влюбленный в урбанистику герой, который обязательно пришелся по душе в современной Москве. Вот представьте — появился бы у нас такой сумасшедший, который начнет красть и так исчезающие троллейбусы, а еще плитку в придачу. Вот это кино.
«Слететь с рельсов», реж. Адам Ирвинг, 2016
А вот еще один герой нашего времени. «Режим волшебника» ‑ портрет юноши, который болен пинболом.
Игры — это уже киберспорт, настоящий, по всем правилам. И взрослые, и дети увлечены ими. И вроде бы язык не поворачивается назвать их больными и зависимыми, хотя все признаки на лицо. Вот главный герой — аутист, канадец Роберт Гэньо — мастер пинбола, один из лучших игроков во всей Америке. Для него это не просто игра, а волшебство. Как для предыдущего героя смысл — это все эти автобусы, поезда, то для него вся жизнь — игра. Пинбол — главное окно в реальность, с которой он хочет соприкасаться. И потому так все хорошо получается. Он ждет чуда, хочет стать абсолютным чемпионом и властелином шариков. И это стимулирует его и дальше развиваться. И снова скажите, что это? Норма или все‑таки отклонение? Кто сможет вынести вердикт? Ведь азарт и страсть присущи всем профессиональным спортсменам. Вот отняли мечту у многих наших олимпийцев и паралимпийцев — посмотрите что теперь с ним, как они на это реагировали. Для многих смысл потерян. Вот и здесь то же самое. Как продвижения в игре отражаются на жизни реальной — вот главный посыл авторов картины. Это важно для всех нас, ведь каждый зависит от чего‑то, надо трезво попытаться это оценить.
«Режим волшебника», реж. Натан Дрилло, реж. Джефф Петри, 2016
А еще на фестивале «Доку‑Mental» будет уникальная возможность увидеть на большом экране в оригинале с субтитрами два знаковых голливудских фильма на тему – «Человек дождя» и «Форрест Гамп».
На превью: кадр из фильма «Неправильные элементы», реж. Джонатан Лителл, 2016