«Опасные перегрузки. Почему России нужна амнистия для коррупционеров» — под таким заголовком вышел текст доктора экономических наук Владислава Иноземцева на портале Slon.ru.
Многие, наверное, помнят, как во времена президентства Дмитрия Медведева отношения между Россией и Соединенными Штатами в кои веки стали резко улучшаться. Сергей Лавров и Хиллари Клинтон, презентуя журналистам процесс их, как тогда говорили, «перезагрузки», нажали символическую кнопку. На ней по-английски было написано «reset», а на русском – «перегрузка». Тогда российский министр корректно поправил американского коллегу, но в итоге вышла скорее как раз перегрузка, итоги которой пока еще не подведены.
Сегодня нечто подобное в России разворачивается в сфере борьбы с коррупцией. Когда в прошлом году был арестован губернатор Коми Вячеслав Гайзер, а правительство области чуть ли не в полном составе было названо организованным преступным сообществом, уже были предположения, что власть встала на крайне опасный путь, грозящий разрушением единства путинской элиты, – по сути превращением задуманной перезагрузки в перегрузку.
Очень быстро выяснилось, что представители Следственного комитета небескорыстно разваливают дела воров в законе; что одни губернаторы получают в пластиковых пакетах в центре Москвы сотни тысяч евро, пока на офшоры других поступают эквиваленты сотен миллионов рублей; что полковник антикоррупционной службы предупреждает фигурантов уголовных дел о возможных арестах, причем столь эффективно, что это приносит ему миллиарды; что вся таможня тоже близка к состоянию организованной преступной группы, а руководитель обслуживающего в том числе и президента авиаотряда «Россия» откэшивает на оплате услуг по ремонту самолетов почти половину их стоимости. И, думается, это лишь малая часть того, что ежедневно творится на верхних этажах бюрократического аппарата.
Сегодня активизацию борьбы с коррупцией часто трактуют как обострение борьбы между отдельными группами силовиков, ростом напряженности между федеральной и региональной элитами и так далее. Возможно, это и так. Но на этот фон накладывается и банальное раздражение Кремля тем, что средства расходуются все менее эффективно, чиновники берут «как в последний раз» и сколько ни повышай ассигнования по тем или иным статьям, никакого сдвига «на земле» не заметно. Подрядчики, выполняющие бюджетные заказы, ропщут от откатов, которые казались нормальными несколько лет назад, но сегодня, в условиях резкого удорожания материалов, становятся невыносимыми. Во всех сферах экономики обращается все больше наличных – налоговики лютуют, а суммы требуемых взяток растут. Можно понять тех, кто задумывается о том, что коррупция, прежде считавшаяся «нормальной», начинает серьезно подрывать основы режима.
Проблема российского общества уже даже не в том, что коррупция безнравственна, а в том, что ее бремя стало экономически невыносимым, а политические плюсы все чаще превращаются в минусы. Одновременно с этим борьба с коррупционными схемами оказывается практически невозможной по нескольким причинам.