Прямой эфир

Экс-генпрокурор России: «Непонятна стратегия государства. По-моему, она отсутствует»

Юрий Скуратов о возможном уходе Бастрыкина и реформе силовиков

Однокурсник Владимира Путина, бывший заместитель секретаря парткома КПСС ЛГУ, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, вероятно, уходит в отставку. Об этом 14 сентября написало издание РБК со ссылкой на источники сразу и в Следственном комитете, и в ФСБ, и в администрации президента.

О войнах главы следственного комитета и об идущей силовой реформе мы поговорили с бывшим генеральным прокурором Юрием Скуратовым

 

Экс-генпрокурор России: «Непонятна стратегия государства. По-моему, она отсутствует»

Скуратов: я не думаю, что против Бастрыкина какая-то кампания. Изначально с момента создания Следственного комитета у него были ровные отношения с ФСБ, со спецслужбами, поэтому ясно, что по конкретным делам идет совместная работа с точки зрения и следствия, и оперативной поддержки.

Что касается ареста должностных лиц, конечно, крайне неприятная ситуация. Тут она неприятна прежде всего тем, что установлена взаимосвязь между организованным преступным сообществом  и сотрудниками Следственного комитета.

Если Бастрыкин уйдет, что это означает для Следственного комитета?

Ну, как, Александр Иванович довольно давно работает. Его роль была очень большой в создании этого органа как самостоятельного органа, который выведен из системы прокуратуры и функционирует. Определенные предпосылки к этому были, и, в общем-то, это веха в развитии следствия, поэтому, конечно, я думаю, что с определенной точки зрения это будет потеря для Следственного комитета.

Как уж у нас принято, скорее всего, будет назначен человек прежде всего по мотивам близости. Потому что вопрос доверия здесь очень важен. По сути, после потери следствия прокуратурой она уже перестала быть ведущим правоохранительным органом, который действует на острие политики уголовной, уголовно-правовой. Поэтому роль Следственного комитета чрезвычайно сейчас важна, как сами понимаете, потому что многие аспекты его деятельности, они такие политические последствия имеют и  окрас политический. Поэтому я думаю, что здесь будет выбираться человек по мотивам, прежде всего близости к президенту и доверия с его стороны.

Как вы оцениваете силовую реформу, которая идет уже сколько? Полгода, да? В частности создание Нацгвардии, перераспределение силовых ресурсов среди силовых органов.

Скуратов: непонятно, какова же стратегия государства. По-моему, она отсутствует. А вот эти реформы, которые вот такие разовые по случаю. Кто-то, что-то там продавил, кто-то какую-то идею реализовал. Они страдают бессистемностью. Начинает один правоохранительный орган трогать, забывая о том, что вся система связана. Поэтому я достаточно скептически оцениваю.

Напоминает известную басню Крылова. Музыки все равно не получается. Поэтому здесь нужен государственный, концептуальный подход, надо прежде всего разобраться с тем, какая преступность в стране сейчас. Чем она отличается от преступности еще двадцатилетней давности? Какова должна быть стратегия при ограниченных ресурсах государства? Чем надо в первую очередь заниматься? Чем во вторую? На что выделять надо деньги? Как отсюда выстраивать всю систему в совокупности судебной реформы? Поэтому достойно сожаления, что в стране этим серьезно не занимаются. 

Фото: РИА Новости