Агентство «Фергана» сообщило о смерти президента Узбекистана Ислама Каримова. Эта новость еще не подтверждена официальными источниками, но достоверно известно, что 28 августа одного из старейших лидеров постсоветского пространства госпитализировали с кровоизлиянием в мозг. В случае если Каримов не сможет выполнять свои обязанности, по конституции должность перейдет к председателю сената — Нигматилле Юлдашеву, но политологи его кандидатуру в качестве будущего президента всерьез не рассматривают. Дождь поговорил с экспертами о наиболее вероятных преемниках Каримова.
Добавлено. 2 сентября власти Узбекистана официально сообщили о смерти Ислама Каримова
Наиболее вероятным кандидатом на пост нового главы Узбекистана называют премьер-министра страны Шавката Мирзияева, возглавляющего правительство с 2003 года. Это объясняется его близостью к президентской семье и наиболее влиятельному после президента человеку во власти — главе Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ) Рустаму Иноятову.
Иноятова вместе с Мирзияевым и женой президента Татьяной Каримовой политологи называют ключевыми политическими фигурами в республике после Каримова. Главный редактор информационного агентства «Фергана.ру» Даниил Кислов считает, что в случае, если решение о преемнике не сможет принять Ислам Каримов, оно будет приниматься внутри этой группы. Сам 72-летний Иноятов, по мнению политологов, на президентский пост претендовать не собирается.
Шавкат Мирзияев (справа) / фото: wikipedia.ru
Шавкат Мирзияев известен личной преданностью Каримову. «Он в одной упряжке с нынешним президентом уже около 20 лет», — говорит Кислов. Главный эксперт московского центра Карнеги Алексей Малашенко охарактеризовал Мирзияева как «человека компромисса», у которого нет харизмы и популярности Каримова.
Он считается умеренным политиком, который в случае назначения президентом продолжит курс, выбранный нынешним президентом, как во внутренней, так и во внешней политике. По мнению Евгения Минченко, эксперта Международного института политической экспертизы, во внешней политике Мирзияев вслед за Каримовым будет «балансировать между разными центрами силы». «Мирзияева считают пророссийским человеком, — говорит Даниил Кислов, — но это не значит, что Узбекистан тут же вернется в ОДКБ [Организация Договора о коллективной безопасности — Дождь] или войдет в какие-то крупные пророссийские объединения».
До назначения премьер-министром Мирзияев руководил сначала Джизакской областью (с 1996 по 1999 год), а с сентября 2001 по 2003 года возглавлял Самаркандскую область. На посту премьера он курирует сельское хозяйство и развитие регионов. Как пишет «Фергана.ру», Мирзияев — один из нескольких ключевых чиновников, которые почти ежедневно посещают президента Каримова.
Одним из наиболее уязвимых мест Мирзияева называют его образование — он окончил непрестижный Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства, не соответствующий его высокому положению. Мирзияев — дальний родственник российского миллиардера Алишера Усманова.
Другим вероятным претендентом некоторые политологи называли вице-премьера и главу Минфина Рустама Азимова. Но, по мнению опрошенных Дождем экспертов, его назначение маловероятно. «Азимов останется на своей позиции или может подняться до премьер-министра, если на то будет воля нового президента, — говорит Кислов, — это менее сильная, менее влиятельная, менее публичная персона, чем тот же Мирзияев».
В числе сильных сторон Азимова выделяют его образование: он окончил исторический факультет Ташкентского государственного университета и получил магистерскую степень в Оксфорде. Сын известного узбекского ученого Садыка Азимова, он считается сильным финансистом. В 1992–1998 годах он работал в Европейском банке реконструкции и развития, был председателем Национального банка внешнеэкономической деятельности, потом стал первым вице-премьером и министром финансов.
Азимов считается наиболее прозападной фигурой в окружении Каримова. При этом эксперты отмечают, что он, как и Мирзияев, лоялен президенту. Кроме того, согласно докладу Международного центра политической экспертизы, Азимов также пользуется поддержкой Рустама Иноятова.
Гульнара Каримова / Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ
Кандидатуры дочерей президента Узбекистана Гульнары и Лолы Каримовых в качестве возможных преемников не рассматриваются, хотя раньше эксперты допускали такую возможность в случае с Гульнарой.
Старшая дочь президента Узбекистана училась в Нью-Йорке, в 1996 году получила степень магистра искусств в Гарвардском университете. Политическую карьеру она начала в 1995 году в Министерстве иностранных дел Узбекистана, была заместителем главы МИДа республики, представителем Республики при ООН в Женеве и до 2012 года — послом в Испании, занималась бизнесом.
В 2013 году Каримова начала открыто критиковать политику президента и его окружение. Ее оппозиционная деятельность и громкие международные бизнес-скандалы стали причиной конфликта с отцом. В том же году Каримову обвинили в связях с криминальными группировками и мошенничестве, она потеряла дипломатический иммунитет и попала под домашний арест. Сам Каримов неоднократно заявлял, что скандалы с участием дочери компрометируют страну и его лично. Гульнара в свою очередь объясняла внимание правоохранительных органов к своему бизнесу начавшимся конфликтом с отцом. По словам Малашенко, Гульнара Каримова непопулярна в Узбекистане, кроме того, у нее конфликт с «серым кардиналом» Иноятовым, поэтому «ее приход во власть заказан». Младшая дочь президента, Лола, по словам Даниила Кислова, не обладает достаточным политическим весом.
На превью: Сергей Гунеев / РИА Новости