Близкий к президентскому двору ресторатор Евгений Пригожин, которого газеты обвиняют в организации «фабрики троллей» и чуть ли не частных военных компаний, отозвал свой иск к «Яндексу». В суде он намеревался воспользоваться так называемым «законом о забвении», который обязывает поисковые системы удалять недостоверную и неактуальную информацию.
Но что именно удалять из огромного количества свершений Пригожина — загадка. Именно это и стало причиной отказа, ведь все изложенные факты биографии надо опровергнуть, а, значит, многократно огласить в публичном процессе. И это тоже нужно будет удалять. «В общем, плохой закон», — так решил адвокат Елисеев. «Процесс доказывания очень сложный, более того, в процессе все больше раздувается и муссируется».
О том, как именно Пригожин решил исправить закон, рассказал Алексей Александров.
Евгений Пригожин — один из самых известных бизнесменов Санкт-Петербурга. В прессе его часто называли «поваром Владимира Путина». Пригожину принадлежит компания «Конкорд», которая владеет ресторанами в Санкт-Петербурге и Москве, в том числе компании Пригожина обслуживали мероприятия в 300-летний юбилей Петербурга и Петербургский экономический форум. А в 2009 году, когда главой российского правительства был Владимир Путин, Пригожин открыл ресторан в здании Белого дома в Москве. Кроме того, компания Пригожина выигрывает госзаказы на питание для армии и образовательных учреждений.
1 июня Пригожин обратился в Куйбышевский суд Санкт-Петербурга с требованием к поисковикам удалить ссылки как минимум на три публикации о нём. «Новая газета» в 2015 году писала об Агентстве интернет-исследований, которое также называют «фабрикой троллей». По данным газеты, сотрудники агентства должны оставлять на интернет-форумах политические комментарии. Так вот, «Новая газета» утверждала, что Агентство является проектом Пригожина и существует на его деньги.
В начале 2016 года петербургское издание «Фонтанка.ру» писала, что компании, связанные с Пригожиным, получали многомиллиардные контракты от Минобороны в рамках госзаказа. О том же через два дня написал и Алексей Навальный, а украинское издание «Апостроф» эту информацию пересказало под заголовком «В России рассказали о воровстве повара Путина».
Поисковая система «Яндекс» удалять ссылки отказалась, отсюда и родился иск в суд. А 17 августа Пригожин свой иск отозвал. И вот как адвокат предпринимателя Игорь Елисеев объяснил Дождю такое решение:
Действительно, когда депутатами Госдумы принимался «Закон о праве на забвение», в него были внесены несколько поправок. В частности, из закона убрали формулировку о том, что устаревшей будет считаться информация более чем трёхлетней давности. Вместо этого, можно требовать удаления информации, которая «по мнению заявителя, является неактуальной». И в этой ситуации, как утверждает Елисеев, судьи не знают, как при вынесении решений оценивать актуальность информации. Кроме того, недостоверность информации тоже должны доказывать сами истцы. И поэтому защита Пригожина считает реальное рассмотрение таких исков невозможным. Пресс-секретарь компании «Яндекс» Ася Мелкумова говорит, что о том, что закон вряд ли будет рабочим, поисковик говорил депутатам Госдумы ещё до его принятия. И тот же «Яндекс» по таким искам до сих пор не удалял из выдачи никаких ссылок.
То есть, и защита Пригожина, которая хотела удалить из поисковиков информацию, и «Яндекс» соглашаются в том, что закон о «праве на забвение» не работает. И с этим мнением не согласны авторы закона «о праве на забвение»: депутаты Вадим Деньгин и Леонид Калашников. Позицию они высказали в разговоре с Дождём, закон они считают эффективным. Солидарен с коллегами и третий соавтор закона — депутат от «Справедливой России» Алексей Казаков.
Тем не менее, защита Пригожина теперь намерена добавится поправок в действующее законодательство. Адвокат Игорь Елисеев рассказал Дождю, что разработать такие предложения для депутатов сторона защиты планирует в срок от 3 до 6 месяцев. Некоторые предложения Елисееву, по его словам, уже ясны. В частности, адвокаты Пригожина предложат рассматривать иски к поисковикам в судах в закрытом режиме.
То есть, также Елисеев считает, что если «Яндекс» не удаляет информацию о Пригожине, то именно «Яндекс» должен доказывать, что эта информация актуальна и достоверна, а не сам Пригожин должен это опровергать. Кому из депутатов защита предложит свои поправки для внесения в Госдуму, Елисеев сейчас рассказывать отказался. В любом случае, очевидно, что произойти это может уже в при следующем созыве Госдумы.
Фото: РИА Новости