Советник президента Сергей Глазьев раскритиковал экономическую программу, которую предложил глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Глазьев нашел в программе восемь «типичных заблуждений», пишет «Газета.Ru» со ссылкой на письмо Глазьева.
Разрабатываемая Кудриным программа выхода из кризиса «не выдерживает критики», пишет Глазьев: «Дорогой Алексей, если не избавиться от перечисленных заблуждений, которые весьма распространены в среде наших малообразованных экспертов, наспех учившихся по популярным учебникам и слепо доверяющих рекомендациям МВФ, то разработать программу экономического роста твоя группа не сможет», — цитирует Глазьева издание.
Советник президента также пишет, что в условиях падения производства и инвестиций добиться снижения инфляции можно только путем сокращения доходов: «Это повлечет за собой углубление кризиса, деградацию экономики и падение уровня жизни населения. Именно к таким последствиям приведет реализация твоих предложений», — говорится в письме.
Предложение Кудрина о бюджетной консолидации и ограничении дефицита 1% ВВП «основываются на упрощенном представлении о линейной прямой зависимости между приростом денежной массы и инфляцией», пишет Глазьев. В действительности эта зависимость «носит немонотонный и нелинейный характер», — объясняет он Кудрину.
Еще одним заблуждением Кудрина Глазьев называет нежелание экономиста «включить печатный станок» для покрытия дефицита бюджета. «Отказ от использования денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета противоречит общепринятой практике передовых стран и следует из непонимания природы современных денег», — пишет советник президента. Из-за того, что финансирование инвестиций в России ведется за счет собственных средств предприятий, диверсификация экономики и ее переход к «сбалансированному и качественному росту» невозможен, пишет Глазьев.
Кудрин, по мнению советника президента, заблуждается относительно зависимости между инфляцией и ростом ВВП: «Заблуждением является предпосылка об обратной зависимости между инфляцией и экономическим ростом. Существует множество исследований, доказывающих отсутствие такой зависимости в пределах умеренной инфляции», — уверен Глазьев.
Для каждой экономики существует свой оптимальный уровень инфляции, чем примитивней структура экономики, тем он выше, объясняет Глазьев. В России он выше 4%, уверен он, и поэтому попытки его достичь приведут к падению производства и высокой инфляции. «В рамках предлагаемой тобой программы этот уровень может оказаться в принципе недостижимым», — пишет Глазьев Кудрину.
Советник президента критикует предложение сократить расходы бюджета и указывает, что расходы на образование и науку нужно увеличить в два раза.
Команда Кудрина, по мнению Глазьева, не извлекла уроков «из сделанных ошибок при переходе к таргетированию инфляции в части освобождения курса рубля в свободное плавание». Реальный сектор не воспользовался возможностью импортозамещения, а основная прибыль генерировалась на Московской валютной бирже за счет манипуляции с курсом рубля. Это привело к снижению инвестиционной активности и втягиванию экономики в стагфляционную ловушку, уверен Глазьев.