ПАРНАС тратит на содержание своих руководящих органов больше остальных партий — 55% от общих расходов. Об этом говорится в докладе движения «Голос», посвященном финансовой деятельности партий накануне выборов (доклад есть в распоряжении Дождя). На содержание региональных отделений ПАРНАС приходится 0%, на агитационно-пропагандистскую деятельность — 2% расходов.
Из парламентских партий больше всех на свое руководство расходует КПРФ — почти четверть (22,4%), в то время как на содержание 85 региональных отделений выделяется лишь 36,5% бюджета. При этом КПРФ меньше других представленных в Госдуме партий тратит на участие своих сторонников в региональных и местных выборах, говорится в докладе.
Учитывая, что в бюджете КПРФ самая большая доля членских взносов, такая диспропорция выглядит странно, считают в «Голосе»: «Получается, что члены партии и налогоплательщики со всей страны в большей степени финансируют центральный аппарат партии, а не ее деятельность в регионах или участие в выборах».
Похожая ситуация складывается и в «Справедливой России», хотя и в меньших масштабах: 15,9% тратится на руководство, 19,2% — на регионы. У «Единой России» эти показатели составляют 13,2% и 45,5%, у ЛДПР — 1,9% и 4,1%. Партия Владимира Жириновского большую часть (52,3%) бюджета выделяет на агитационно-пропагандистскую деятельность.
Две крупнейшие партии — «Единая Россия» и КПРФ — почти 60% денег тратят на содержание центральных органов и региональных отделений, создавая обширные бюрократические аппараты — это в том числе расходы на аренду офисов и зарплаты сотрудников аппаратов, говорят в «Голосе». Всего расходы «Единой России» в прошлом году составили больше четырех миллиардов рублей, КПРФ — почти 1,5 миллиарда, почти столько же потратила ЛДПР.
Структура доходов ведущих партий демонстрирует усиление их финансовой зависимости от государства, отмечает «Голос». Двукратное увеличение госфинансирования привело к сокращению поступления доходов из других источников — пожертвований и членских взносов — и демотивировало партийное руководство искать деньги у сторонников.
«Сегодня крупнейшие партии в чистом виде не являются такими общественными объединениями, которые финансово зависят от собственных членов и сторонников, а малые партии, за исключением „Коммунистов России“, вообще не взимают членские взносы», — констатируют эксперты.
Заместитель председателя ПАРНАС Константин Мерзликин говорит, что называть расходами на руководящие структуры финансирование аппарата партии некорректно. «Это включает в себя проведение мероприятий, в том числе политсоветы и съезды, зарплаты сотрудникам, аренду помещений, оплату связи, а заработной платы у руководящих органов, в том числе и у председателя партии Михаила Касьянова, нет», — объясняет он.
Что касается региональных отделений, то они партией действительно не финансируются, существуя самостоятельно: регионам помогали бы, если бы у партии было бюджетное финансирование, уверяет Мерзликин.
В КПРФ тоже не согласны с выводами о больших тратах на руководство. По словам депутата-коммуниста Александра Ющенко, центр постоянно отправляет транши в регионы, особенно во время выборов. Кроме того, каждый депутат Госдумы сдает в партийный фонд порядка ста тысяч рублей ежемесячно, которыми оплачивается содержание аппаратных сотрудников. «В правящей партии, я слышал, периодически из партийной кассы еще приплачивают депутатам, а мы, наоборот, сдаем», — утверждает он.