Актер театра «Гоголь-центр» Филипп Авдеев в июне начал издавать бесплатную городскую газету «Белый шум». Вместе с основателем аналитического проекта для бизнеса De:coding Альбертом Шарафутдиновым придумал концепцию, взял несколько интервью, отредактировал тексты и на свои деньги напечатал тысячу экземпляров, которые теперь лежат в московских кафе и театрах. Дождь поговорил с Авдеевым о том, зачем ему собственная газета и почему, если хочется, нужно делать даже то, в чем не разбираешься.
— Мне говорили: «Ты артист, чувак, тебе что, нечем заняться?» Да нет, мне есть чем заняться, я работаю в театре, у меня куча работы. У меня просто появилась идея сделать газету, и я не ориентировался на риски и затраты. Многие идеи умирают как раз от страха перед рисками: а вдруг это не окупится или еще что-то. Какой проект ни возьми, с ним всегда будут связаны свои проблемы, будут свои минусы, но это не повод ничего не делать. Я понимал, что на этом проекте я ничего не заработаю, а буду только тратить.
— В газете мы будем проводить свое исследование: брать ценность и рассматривать ее под разными углами, с разных точек зрения, собирать мнения героев, пытаясь все вместе ответить на вопрос: что это сегодня для нас всех значит. Мы хотим побудить читателей к открытому разговору на темы, которые касаются каждого.
— Тема первого номера — любовь, мы сразу определились. С одной стороны, мы взяли тему попсовую, с другой — одну из самых важных.
«Многие идеи умирают как раз от страха перед рисками»
— Я в газете и идеолог, и редактор, и все вместе. У нас все не по канонам. Я просто не знаю, как это делается, и делаю, как умею. Структура номера: интервью (в первом номере — с Ваней Вырыпаевым, который откликнулся сразу, и с Сашей Урсуляк), рубрика «В веках», научная статья, фотовыставка, детский раздел. В следующем номере появятся «герой» и «героиня» номера.
— Тираж пока — тысяча экземпляров. Это очень мало. Поэтому аудитория очень узкая, а хочется, чтобы просто разные люди могли ее прочесть.
— Для меня газета, как и театр — это высказывание, но на каком-то другом уровне. Для меня это манифест. Это что-то именно мое, сюда не приплетается ни режиссерская работа, ни чья-либо еще. Как актер я понимаю, что надо мной стоит режиссер, он диктует мне свое мироощущение, я под него подстраиваюсь. И это одна их причин, почему именно газета — хочется выплеснуть что-то, связанное лично с тобой.
«Куда бы я ни приходил, все предлагают что-то такое особенное сделать, но ничего не делают»
— Мое оправдание этой бессмысленной деятельности: людям необходимо выходить дальше просто идей. Куда бы я ни приходил, все предлагают что-то такое особенное сделать, но ничего не делают. Все ругаются, что у нас нет нормального печатного издания, ругаются, что по телевидению ******* (плохие) сериалы. Все ругаются, но мало кто делает что-то, чтобы это улучшить. Если ты действительно хочешь сделать хороший сериал, можно его сделать даже с небольшим бюджетом, можно без сборов, просто выпустить в интернете. Меня эта ситуация будоражит, и я просто решил не ******* (болтать), а начать делать. Я зацепился за эту идею. Возможно, через год меня зацепит другая идея. Но я не буду бросать газету.
— Газета называется «Белый шум», потому что мы постоянно находимся в потоке информации. Пролистывая ленту, я вижу заболевшего ребенка, который лежит в больнице, а следом какую-нибудь смешную гифку. Тут умерли, там теракт, потом снова смешной пост — идет этот бесконечный поток. И у нас настолько стерто это сопереживание — мы очень быстро переключаемся. Мне захотелось этот информационный поток разбавить. Газета — это что-то старое, бумажное, с ней можно посидеть за чашкой чая, успокоиться, погрузиться.
— За период создания всего этого я триста раз думал бросить это все, потому что это не моя работа. Я работаю в театре, у меня куча работы, я не сплю ночами, и тут я зависаю с этой историей. В итоге я с помощью друзей и поддержки доделал это и безмерно этому рад. Если бы я этого не сделал, я бы был ******* (врун), а не хочется быть ******* (вруном), хочется отвечать за свои слова и совершать поступки.
— Следующая тема выпуска — про свободу. Я оттолкнулся от «пакета Яровой» — все эти ограничения, вот это все, но тема свободы шире этого. Нам интересно будет пообщаться с разными людьми — не только с творческими, как в первом номере, но и с дворником, который в пять утра убирает улицы. Думает ли он о свободе вообще? Что она для него значит? Обязательно поговорим с представителем ЛГБТ — я не хочу, чтобы была какая-то пропаганда, просто чтобы люди рассказали свою историю. Еще, например, попросим порассуждать женщину, которая всю жизнь работает на одной стабильной работе. Хотим взять совершенно разных людей, но все это — про свободу.
— Постепенно этот проект, ну, как я вижу, будет построен на коллаборациях с разными компаниями. Например, сделаем селективную коллекцию с Волчком [дизайнер одежды Василий Волчок]. Если мы получим какие-то деньги, то второй выпуск напечатаем уже не за мои деньги, а заработав их.
На обложке: Филипп Авдеев / Фото: пресс-служба «Гоголь-центра»