Подготовка к Олимпиадам, как зимним, так и летним, — это серьезная индустрия, на которую в бюджете страны закладываются миллиарды рублей ежегодно. Дождь подсчитал, сколько стоят спортивные успехи сборной.
Каждый год на подготовку российских спортсменов к Олимпиаде закладываются миллиарды рублей.
Первый источник финансирования — бюджет. Для министерства спорта в этом году футбол оказался важней игр в Рио: из 74 миллиардов бюджета-2016 на статью «Чемпионат мира по футболу» было отведено 30 миллиардов.
На «спорт высших достижений» Министерство заложило 25 миллиардов, причем эти деньги тратятся как на нынешних, так и будущих спортсменов: так финансируются, например, местные школы олимпийского резерва. В октябре 2015 на подготовку олимпийцев к летней Олимпиаде дополнительно выделили 300 миллионов рублей.
Бывший член президиума Всероссийской Федерации легкой атлетики Алексей Кустов рассказывает, что основные деньги закладываются на сборы, президентские стипендии спортсменам и призовые. На выплаты этих стипендий в бюджет Минспорта каждый год закладывают больше миллиарда рублей.
«Да, наши пенсионеры недоедали-недопивали, а у Мутко был неограниченный бюджет. Но это колоссальные деньги, потраченные просто в никуда. Постоянно премии — члена сборной страны, олимпийским чемпионам: от 30, от 50 тысяч рублей. И то, что сейчас в Новогорске [олимпийская деревня „Новогорск“], в Сочи сделали классную базу — кроме того, что там лето, там же сделали материальную базу шикарную!»
В Рио за золотую медаль спортсмен получит 4 миллиона рублей. А так как часть спортсменов не поедет на Олимпиаду из-за допингового скандала, то и деньги придется возвращать в Бюджет, считает Кустов.
Деньги частных спонсоров олимпийской сборной проходят через Олимпийский комитет России и Фонд поддержки олимпийцев, учрежденный в 2005 году десятью крупнейшими российскими предпринимателями. Среди попечителей Фонда — Роман Абрамович, Олег Дерипаска, Алишер Усманов, Михаил Прохоров. Вагит Алекперов через Фонд поддерживает женскую лыжную олимпийскую сборную: «Мы перечисляли олимпийцам часть средств, вырученных от продажи наших масел», — рассказывал Алекперов в 2007 году. Алишер Усманов с 2008 года возглавляет Международную федерацию фехтования — этот вид спорта представлен на летних Олимпиадах.
По оценкам экспертов, не всех спонсоров Олимпиады из Комитета и Фонда можно считать частными. После сочинской олимпиады Фонд борьбы с коррупцией подсчитал, что Игры стоили России почти 1,5 трлн рублей (официально называлась сумма в разы меньшая — 214 миллиардов). ФБК объяснил это тем, что чиновники в своих отчетах относили к частным инвесторам «Газпром», Сбербанк, РЖД, Интер РАО и другие связанные с государством структуры:
«В действительности частные деньги составляют менее 4% от общего бюджета Олимпиады, а не 60%, как утверждал президент Олимпийского комитета России Александр Жуков. … Деньги, вложенные госкомпаниями, не могут считаться частными, ведь они заложены в тарифы госмонополий: цены на билеты, электричество и газ».
Так, например, вложениями госкомпаний, а не частными средствами, нужно считать $130 миллиона, которые передал на поддержку российской сборной концерн «Газпром» (соглашение с Олимпийским комитетом было подписано еще в октябре 2014; эти деньги разделят между Играми в Рио и в Пхенчхане). Суммы остальных спонсорских контрактов не разглашаются, но известно, что российскую сборную сейчас поддерживают «Роснефть», РЖД, «Ростелеком», Сбербанк.
Ту же сумму, $130 миллионов, «Газпром» выделял на олимпиаду в Сочи — тогда президент ОКР Александр Жуков рассказывал, что средства пойдут привлечение лучших тренеров, в том числе зарубежных, а также медиков, психологов и сервисеров.
По подсчетам сайта Sports.ru, шестеро зарубежных специалистов сейчас готовят российских волейболистов; многонациональная тренерская команда — австрийцы, канадцы, французы — курируют подготовку в параллельных дисциплинах на сноуборде. Менеджер сабельной сборной — француз Кристиан Бауэр. Аргентинский директор теннисной академии «Villas» Серхио Сабаделло с этого сезона официально стал тренером мужской сборной России по теннису; российские теннисисты теперь ездят на сборы в Испанию.
Новый генеральный спонсор ОКР «Норильский никель» в мае пообещал помочь олимпийским программам подготовки отечественных кадров (в том числе спортивных менеджеров) для российского спорта. По подписанному с ОКР соглашению, следующие пять лет компания будет вкладывать в подготовку спортсменов – в том числе на базе Российского международного олимпийского университета — 250 миллионов рублей в год.
Именно Комитет оплачивает российским олимпийцам сборы (в том числе за границей), проживание делегации в Рио-де-Жанейро, питание, трансферы, суточные, экипировку и инвентарь. Четыре года назад на эти цели Олимпийский комитет потратил 361 миллиона рублей, сообщало агентство «РИА Новости» со ссылкой на Александра Жукова.
В Комитет обращаются спортивные федерации и команды, когда им нужен уникальный инвентарь: «Например, лодки для гребцов. Лошадей там для пятиборцев и для конкура. Определенное оборудование для художественной гимнастики, для борцов и так далее», — рассказал РБК глава ОКР Александр Жуков.
Источник РБК в Олимпийском комитете говорит, что ОКР часто приходится оплачивать и сборы спортсменов, в том числе заключительные тренировки перед самыми Играми. (В 2014-2016 году в бюджете Министерства спорта на это было заложено 1,06 млрд руб.)
Чтобы собрать всех спортсменов перед Олимпиадой и определиться с составом сборной, нужны колоссальные деньги. Экс-президент Федерации легкой атлетики Валентин Балахничев подсчитал, сколько стоили сборы у легкоатлетов:
«4,5 тысячи за одного человека в день. То есть один спортсмен или один тренер обходился государству в 4,5 тысячи рублей. Обычно в командах, которые на предварительных сборах, около 200 человек. В течение года они были около 200 дней».
Получается, что за год на легкоатлетов потратили 180 миллионов рублей.
Минспорта еще в 2010 году своим приказом ограничило максимальные расходы на проведение любых спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план (ЕКП) тренировок.
В апреле 2015 года тренировочно-восстановительный сбор российских биатлонисток, который должен был пройти в апреле на Камчатке, сорвался из-за нехватки денег. Об этом «Р-Спорту» сообщил старший тренер одной из групп спортсменок Сергей Коновалов.
Тренеры стараются выбирать российские площадки. В июле 2015 главный тренер сборной России по биатлону Александр Касперович в интервью изданию Biathlonrus.com отметил важность использования российских баз в межсезонье — собрать сборную он планировал на Семинском перевале (высота 1700 метров), в санатории Белокуриха и в Хакасии (площадка на высоте 1350 метров).
Директор института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что единственный способ сократить издержки в том случае, если Россия не сможет поехать на Олимпиаду национальной сборной — это отправить в Рио максимальное количество спортсменов под флагом МОК.
«Это будет хорошая экономия на самом деле. Потому что деньги, который были затрачены на подготовку сборных команд к Олимпиаде, они будут в этом случае потрачены не зря. Но будет еще и другая экономия: представьте, делегация чиновников все-таки меньше поедет. Вот на этом тоже можно будет сэкономить: чиновники любят летать чартерами, спецбортами».
В 2008 на подготовку каждого спортсмена к соревнованиям в Пекине государство потратило $1,1 миллиона (только один комплект экипировки, который разработала компания Bosco di Ciliegi, стоил 170 тыс. рублей). 20 июля исполком Олимпийского комитета России объявил, что в Рио-де-Жанейро поедут 387 спортсменов; общая численность российской делегации составит более 700 человек.
В этом году, как рассказал исполнительный директор ОКР Владимир Сенглеев, «объем финансирования делегации составляет 385 миллионов рублей». Всего на подготовку спортсменов к соревнованиям в Бразилии Олимпийский комитет потратил 1,2 миллиарда рублей.
Текст: Лилия Яппарова
Фото: РИА Новости