В Подмосковном поселке Хотьково развернулась своя драма. Земля, на которой с 1968 года стоят дачи жителей, понадобилась «Газпрому» для охранной зоны газопровода. Теперь хозяев не просто выселяют, а еще и заставляют платить за снос собственных домов. Подробности — в репортаже Влада Пушкарева.
Смотрите полную версию «Бремени новостей»
«Я не могла в это поверить, я просыпалась среди ночи, потому что спать было невозможно, все время перечитывала, что вы должны собственноручно снести свой собственный дом», — говорит Татьяна Тихонова, жительница села Хотьково.
Тихоновы купили дачу в подмосковном Хотьково меньше года назад. Бумага о сносе пришла в самый разгар дачного сезона, в начале июля.
Татьяна Тихонова продолжает: «Самое обидное, что мы еще даже долг за нее не отдали, а нам уже сносить».
В далеком 1970 году директор конструкторского бюро Юрий Лужков выбил эти земли под участки для сотрудников. Почти полвека газовая подстанция спокойно стояла по соседству с поселком «ОКБА». И только этим летом выяснилось: их дом теперь «Газпром».
«Она покушается на нашу жизнь. И главное, самое интересное, понимаете, — вот у нас газ здесь есть, у нас на участках газ не подведен», — говорит Мария Варламова, жительница села Хотьково.
Всего в списке Миллера 22 дома. На их месте должна пройти газовая труба. В конце июня Тихоновы приехали на дачу с четырьмя детьми и с собакой. Теперь их первый загородный отпуск может стать последним.
«С 2007 года проходят такие процессы, и только в Воронеже, даже не выигрыш, но как бы оно приостановлено, но оно не проиграно. А все остальные гражданами проиграны. Все остальные суды выиграл "Газпром". Ну кто-то, может быть, победил этого монстра "Газпрома"?», — спрашивает Татьяна Тихонова.
Три года назад неприметные сотрудники подстанции проводили на участках какие-то замеры. Тогда Антонина Гончарова не придала этому значения.
Другая жительница села Хотьково Антонина Гончарова рассказывает: «Три года назад наш председатель Егоров, он нам показывал такое уведомление, и мы у него спросили, насколько это серьезно. Он говорит: "Ничего страшного. Они пришли, справочки навели, замеры сделали, и сидите спокойно"».
Нынешний председатель садового товарищества Александр Синявский получил в наследство от Егорова сторожку и подписанный документ о тех замерах.
«Мне отзвонился представитель "Газпрома", представился человек. Попросил о встрече, я с ним встретился, он достал пакет вот этих бумаг — 22 уведомления, таблица пустографков, в которые люди должны были бы записать свои данные, то есть там фамилия имя отчество, номер участка, адрес прописки и подпись в получении», — рассказывает Александр Синявский, председатель СНТ «ОКБА».
По этой бумаге собственникам не просто не полагается компенсация, они должны оплатить даже сам снос собственного дома.
Антонина Гончарова говорит, что бумаги без всего, без номера участка, без фамилии.
«Мы думаем, что нас обманули. Мы поняли тогда, когда нашему соседу прислали повестку на суд. Тогда мы поняли, что нас заложили с потрохами», — вспоминает Любовь Гончарова, жительница Хотькова.
Юрий Тихонов, житель Хотькова, рассказывает: «Причем пришло не от суда, а именно из Ногинска от представительства "Газпрома", у них там есть ногинское управление "Газпрома", по делу о том, что самовольные постройки на участке».
В сергиевопосадском суде аншлаг. С одной стороны дачники, с другой представитель «Газпрома». Они впервые встретились только на этом заседании.
— Мы боремся за граждан, — говорит представитель, — мы считаем, что это незаконные постройки.
Администрация считает, что незаконно, да?
— Да.
Пять лет назад жители уже выходили на митинги против вырубки леса. Тогда Андрей Непомнящих был одним из самых активных.
«Видите, лес стоит пока еще. Сколько лет прошло? Пять лет. Но он все время под ударом, но мы все время здесь охраняем. Кто-то да, из местных жителей огородили, вырубили, вот такие дубы, 150-летние, вот здесь вот. Вот огородил себе участок, и вот он пять лет стоит этот участок, не застраивается, боятся», — рассказывает Андрей Непомнящих, житель Хотьково.
Лес отстояли, но государство ответило с другой стороны — сына Непомнящих Ивана посадили по Болотному делу.
Андрей Непомнящих продолжает: «То есть единственное, что может получиться в борьбе вот с этой властью, с путинской, если только народ начнет массово выходить».
Но протестовать тут просто некому. В поселке живут в основном пенсионеры и дети. Мужу Екатерины Михайловны этот дом выделял еще Лужков.
Жительница Хотьково Екатерина Михайловна, пенсионерка, рассказывает: «С 1970 года мы здесь. И я вот здесь, не выезжая в Москву, 35 лет живу. Я говорю, или я с собой что-нибудь сделаю, честно вам скажу, но жить я при всем желании, я только здесь. И я говорю. И умирать я буду только здесь».
За 83 года она многое пережила, но из дома ее еще не выгоняли.
«Как нас тогда застали немцы, и мы жили и в окопах, и все, и нас поджигали, ну староста. Вы знаете, какая… Ой, я сейчас говорю, вспомнишь все, и думаешь, сейчас бы только жить, да радоваться», — продолжает Екатерина Михайловна.
Они еще раз обсудят лозунги и плакаты, и выйдут к местному Гайдпарку — садовой дорожке. Но в поселке почти все понимают — шансов в поединке со всесильным «Газпромом» у них почти нет.
Фото: Константин Чалабов / РИА Новости