Прямой эфир

От города машин к городу людей. Идеальная Москва: версия Александра Мамута

Главное из дискуссии с президентом Лондонского фестиваля архитектуры
Заметки
1 623
14:35, 29.06.2016

Во вторник, 28 июня, в Третьяковской галерее завершился цикл дискуссий «Культурное лидерство в современном мире». В последний день глава попечительского совета института «Стрелка» Александр Мамут и вице-председатель консультативной группы по дизайну мэра Лондона, президент Лондонского фестиваля архитектуры Патриция Браун обсудили, как бизнес может влиять на культуру и как должен выглядеть город мечты. Дождь выбрал главное из того, что сказал Мамут.

Как бизнес может помочь культуре

Культура — синоним слова «цивилизация». Это формирование некой модели будущего, мечты, без которой цивилизация и лучшая ее часть — творческая молодежь — существовать не могут.

Бизнес — естественная часть цивилизации — не лучшая, но без нее нельзя. Он тоже собирает большое количество пассионариев, талантливых людей. Если эти люди по-настоящему культурны, образованны, патриотичны и сильны, то они оставляют важный след в цивилизационной истории своей страны.

Культура и бизнес взаимодействуют нелинейно. Бизнес — это отражение того, на каком этапе находится цивилизация. В этом смысле Москва завидует Лондону, но их поддержка разных гуманистических проектов и участие бизнесменов в культурном развитии города имеют большую историю. Нам в этом похвастаться особо нечем.

Какое-то время был бизнес, который управлял городом, — бизнес жены бывшего мэра Юрия Лужкова. Сейчас ситуация принципиально другая, но сказать, что мы работаем в рамках понятного, ясного института, будь то общественный совет или комиссия, нельзя.

Город должен все время придумывать свою миссию. Это не просто место, где работают девелоперы или заключаются большие сделки. Здесь мы производим людей. Прежде всего город — это место, где создаются самые актуальные смыслы русской цивилизации и их носители, в этом миссия города. 

Какой должна быть Москва

Фундаментальная задача культуры — производство не только смыслов, а носителей этих смыслов — конкурентоспособных, образованных, стойких, хорошо социализирующихся, патриотичных людей.

Выполняет ли мегаполис роль университета для создания этих людей? Мы увлекаемся строительством новых школ, зданий, помещений, думая, что от того, что мы построили новые современные корпуса, в них заведется новая жизнь.

Идеальная Москва — это огромный университет, город, который учит. Москва должна быть музеем. Это мечта, к которой нужно идти, убеждая бизнесменов и администраторов в том, что это будет существенный вклад в развитие русской цивилизации, культуры. 

При Лужкове Москва была бесчеловечна. Это был город для проезжающего автотранспорта: человек выбегал из дома, добегал до работы и обратно, на улицу старался не высовываться. Потом удалось создать настроение и понимание среди тех, от кого зависит развитие городской среды, что публичные пространства — улицы, парки, скверы — все это тоже продолжение среды обитания человека, его жилища. Вам должно быть комфортно везде. 

Для того, чтобы это поддерживать на высоком уровне, город должен быть человекоцентричным, повестка должна быть гуманна, она должна думать в первую очередь об этом — и в обществе, и в государстве. Такое целеполагание нуждается в годах объяснения, но лиха беда начало — потихоньку покатилось.

О транспортной проблеме в Москве

Транспортная проблема есть во всех мегаполисах. Просто где-то она начала решаться давно, а где-то недавно. В 2011 году новое московское руководство приняло город, который с минуты на минуты должен был остановиться.

Решить транспортную проблему можно — весь вопрос в том, из какого исходного состояния мы начинаем ее решать. А на исправление ошибок, допущенных при этом, нужно очень много денег, людей и времени. Кому-то кажется, что торговой центр на привокзальной площади — замечательное решение. О том, что привокзальная площадь — это огромная транспортная развязка, которая позволяет избежать пробок, никто не думает, когда речь идет о заполняемости торгового центра. Надо объезжать его, строить вокруг тоннели, развязки, все это время, деньги, согласования. Все это — безумный процесс устранения ошибки.

Нет ничего сложнее мегаполиса — это самое сложное, что существует на земле. Вот живет 15 миллионов — и у каждого своя повестка, программа, маршруты. Со временем найдем компромисс. В Москве много способных людей, что-нибудь придумаем.