Премию за высшие достижения в области телевизионных искусств ТЭФИ уже в третий раз вручает не Академия российского телевидения, а Комитет индустриальных телевизионных премий. После смены учредителей в 2013 году ТЭФИ приносит меньше сюрпризов, но всё же приносит. Например, сегодня реалити‑шоу «Ревизорро» победило в номинации «журналистское расследование». Интригу в церемонии вручения национальной телевизионной премии пыталась найти Лиля Яппарова.
Чем заканчивается церемония, пока рассказать невозможно — она проходит параллельно с вечерним выпуском новостей, — но первую половину «Орфеев» вручили еще днем, и дневная ТЭФИ поразила отсутствием интриги. Награды вручили передачам «Что? Где? Когда?» и «Умники и умницы», а сама по себе ТЭФИ исчезла как шоу и превратилась в праздник для своих, куда женщины приходят не в лучших платьях, а мужчины — не меняя узнаваемого амплуа.
Все гости будто случайно вышли из коридоров телецентра — прямо на церемонию. Критики такое настроение объясняют так: категория «Дневной эфир», в отличие от «Вечернего прайма», не считается основной — потому здесь все проще и честнее. Например, в номинации «Документальный проект» не победил ни фильм НТВ про Афон, ни фильм Владимира Соловьева «Миропорядок». Но критики еще днем пообещали что «Миротворец» еще может отыграться. Дело в том, что Владимир Соловьев претендует еще и на звание лучшего интервьюера — вместе со «Миропорядком», конечно, который как раз и есть пример такого мастерства: весь фильм построен на интервью, которое Соловьев берет у Владимира Путина.
В номинации «журналистское расследование» победил проект «Ревизорро» телеканала «Пятница». Съемочная группа шоу без предупреждения проверяет качество сервиса в российских ресторанах и кафе. Николая Картозию, гендиректора холдинга «Профмедиа‑ТВ», куда входит «Пятница», удивила не победа, а номинация — все‑таки программа про соблюдение санпинов была номинирована как «журналистское расследование», и Картозия об этом со сцены при вручении пошутил.
Часть телекритиков уже несколько лет перестали смотреть ТЭФИ. Сегодня премия для телеканалов — это пиар, и если ты проигрываешь в конкурсе, то теряешь и в репутации, считают обозреватели. Это когда‑то Владимир Познер был президентом фонда «Академия российского телевидения», а отбором работ занимались академики. К 2013 каналы перессорились, а потом премию переучредили под руководством покойного Михаила Лесина. Теперь конкурс проводит некоммерческое партнерство «Комитет индустриальных телевизионных премий», а телекритики заявляют, что «лауреатов теперь не столько выбирают, сколько назначают».
Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ