- В материалах обвинения, построенных на показаниях спецагента ФБР Грегори Монагана, говорится, что американские спецслужбы установили слежку за Буряковым, Спорышевым и Подобным в марте 2012 года. Телефоны подозреваемых прослушивались, активность в интернете мониторилась, а переговоры, которые велись предположительно в резидентуре Службы внешней разведки в Нью-Йорке, записывались. Расшифровки разговоров, дополненные комментариями Монагана, и составляют доказательную базу.
- Евгений Буряков прибыл в США в 2010 году, чтобы, работая заместителем представителя Внешэкономбанка в Нью-Йорке, собирать информацию, касающуюся альтернативной энергетики в США, работе Нью-Йоркской фондовой биржи и планах по введению санкций в отношении российских компаний. Добыли ли шпионы какие-либо секретные документы, в материалах дела не сообщается.
- Чтобы не было подозрений, Буряков не посещал «офис СВР» в Нью-Йорке, а добытую информацию передавал через Спорышева и Подобного. Перед встречей они обычно созванивались. Их разговор перехватывало ФБР. Один говорил другому, что хочет ему что-нибудь отдать (зонт, шапку, книгу, билет). Никаких подробностей — что за книга и куда билет — они не говорили. На встречах, за которыми также следило ФБР, агенты обменивались документами.
- Пытаясь узнать подробности грядущих санкций, Буряков познакомился с инвестором, который якобы собирался строить казино в России. Тот пообещал Бурякову достать документы, которые могут быть интересны России, в качестве аванса за некие услуги. Спорышев предположил, что это может быть «подставой», но от встречи коллегу отговаривать не стал. Информатор, якобы имевший связи с американскими властями, передал Бурякову документы Минфина США с грифом «для служебного пользования». В бумагах был список людей и банков, в отношении которых Америка собиралась ввести санкции. США предполагают, что Буряков передал эти документы Спорышеву. «Бизнесмен» оказался агентом ФБР, а в папках с документами находились прослушивающие устройства.
- Россияне также занимались вербовкой агентов. В материалах дела есть расшифровка разговора Спорышева и Подобного о вербовке двух гражданок США, жительниц Нью-Йорка, одна из которых работала в консалтинговой компании.
Изображение: Дождь
- Подобный и Спорышев, согласно документам, также неоднократно обсуждали свою службу прямо в «офисе СВР». В одном из таких разговоров Подобный жалуется Спорышеву на то, что его работа не соответствует ожиданиям: «Ничего из того, что я себе представлял. Даже близко не похоже на фильмы о Джеймсе Бонде». Они также обсуждали нелегальную разведывательную программу, которая была приостановлена в 2010 году после ареста российских шпионов.
Изображение: Дождь
Евгения Бурякова задержали в США в январе 2015 года. Через месяц ему предъявили обвинение в шпионаже. Минюст США объявил о разоблачении еще двух российских шпионов — Игоря Спорышева (работал в российском торговом представительстве) и Виктора Подобного (работал в представительстве России при ООН), но они к тому моменту уже находились за пределами страны.
9 марта 2016 года Буряков пошел на сделку со следствием и сознался в работе в качестве иностранного агента без уведомления правительства США. Условием сделки было сокращение тюремного срока до 2,5 года.