21 мая на Дне выпускников Сколково выступил глава Сбербанка Герман Греф. Само выступление длилось почти час, и примерно столько же он отвечал на вопросы из зала.
Полная версия выступления Грефа будет доступна на сайте Дождя вечером 23 мая
Отвечая на вопрос, не хочет ли он покинуть Сбербанк, Греф очертил временные рамки, сколько еще там прослужит (как минимум) и подробно объяснил, почему его больше не привлекает ни работа в правительстве, ни управление другими компаниями.
Герман Греф, президент и председатель правления Сбербанка России: Сколько я хочу просидеть в Сбербанке? Вопрос больше к мои акционерам, сколько они готовы меня терпеть. Ближайшие четыре года я в Сбербанке просижу, потому что они меня выбрали, им придется со мной мучиться. Дальше ― не знаю, не знаю в отношении моих желаний, тем более в отношении желаний моих акционеров. Я не знаю, чем закончится та трансформация, которую мы сейчас начали. От этого будет зависеть, захотят ли они меня видеть дальше и что я захочу делать дальше.
Соответственно, в какую компанию я хотел бы. Сегодня точно ни в одну бы не хотел. Вы знаете, в моей жизни были разные периоды. Я не хочу возвращаться на государственную службу, потому что для меня это во многом прошедший этап моей жизни. Мне было интересно поработать в бизнесе, особенно в крупной компании, понять. Для меня это был главный вопрос, можно ли реформировать старую советскую компанию. Можно ли было реформировать такую страну, как Советский Союз, или это все было обречено? Сегодня я имею ответ на этот вопрос, на мой взгляд, это все можно делать.
Хочу ли я повторить такой опыт еще где-то? Не уверен, я страшно не люблю делать что-то второй раз. Может быть, я захочу прожить какую-то другую жизнь. На это у меня есть еще несколько лет. Я подумаю, какую жизнь я хочу прожить, но вряд ли еще одна трансформация, тем более очень подобная тому, что я делал в Сбербанке. Повторение не очень интересно.
Вы знаете, наверно, мы все стремимся к стабильности. Мы все, с одной стороны, считаем себя креативными, рисковыми людьми, которые способны перевернуть мир. Но как только доходит до дела, мы стараемся зацепиться за стабильность всеми имеющимися у нас конечностями. Это первый признак того, насколько ты адекватен. Если у тебя есть этот якорь или желание заякориться, то это первый признак того, что ты устарел.
Как только я начинаю к чему-то очень сильно привязываться, я стараюсь искусственно этот якорь от себя отвязывать. Для меня это залог моей конкурентоспособности. Как только я почувствую, что кресло в Сбербанке настолько прикипело к некоторым частям моего тела, я сделаю все, чтобы его покинуть.