Прямой эфир

Все, что надо знать о «русской мафии» в Испании

Как иностранное государство занимается российской коррупцией
Здесь и сейчас
39 136
17:32, 03.05.2016

Испания выдала ордер на арест фигурантов дела «русской мафии»: высокопоставленных российских должностных лиц, которых испанские следователи подозревают в связях с «мафиозными структурами». Об этом во вторник, 3 мая, написала газета El Mundo.

Испанский Национальный суд считает, например, что арестовать и передать Испании нужно действующего депутата Госдумы Владислава Резника и высокопоставленного экс чиновника из прокуратуры   Игоря Соболевского, который был заместителем главы Следственного комитета, когда тот входил в прокуратуру. Зачем Испании эти люди? В разработке у испанских следователей последние годы было сразу 27 российских граждан.

Все, что надо знать о «русской мафии» в Испании

Дело «русской мафии» в Испании  — это на самом деле пример того, как иностранное государство занимается российской коррупцией. С середины 2000-х Испания вела прослушку, в 2008 провела на своей территории спецоперацию «Тройка»  — тогда жандармы захватили двух российских криминальных авторитетов. Их пришлось отпустить, но расследование продолжалось, пока не оказалось, что раскрыта большая структура неочевидных связей между российским криминалом и российской властью, которая когда-то помогла Тамбовскому синдикату освоиться в Испании.

Сейчас работники мадридской прокуратуры утверждают, что в середине 1990-х группа лиц под предводительством питерского криминального авторитета Геннадия Петрова эмигрировала и создала по всей Испании — от Барселоны до Майорки — сеть из сотни компаний, которые продавали друг другу квартиры. Все фирмы принадлежали одному и тому же кругу хозяев, поэтому зарабатывать на недвижимости не получалось, зато сами деньги с каждой такой операцией становились все легальнее и легальнее. Из Испании средства направлялись в Панаму и Лихтенштейн — это примерно такое же движение капитала, которое описывают опубликованные месяц назад «панамские бумаги».

Всего в списке обвиняемых, которые помогали «организации Геннадия Петрова» отмывать деньги, — 27 человек. Депутата Госдумы Владислава Резника Испания объявила в розыск еще в марте, вместе с женой. В сегодняшнем судебном приказе об аресте депутат Резник описан как главный лоббист криминального авторитета Петрова «перед высшими властными структурами России».

Испанские СМИ еще говорят, что Резник с Петровым друзья,— в конце концов, из материалов дела видно, что у них один частный самолет на двоих, и даже яхты пришвартованы вместе. В обвинительном заключении говорится, что Резник торговал секретами и связями, дружил с бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым и помогал авторитету Петрову добиться назначений нужных людей на нужные посты в России взамен на активы в Испании.

Еще Владислав Резник когда-то потратил год, чтобы устроить адвоката Игоря Соболевского (на него ордер тоже выдан) на пост заместителя председателя Следственного комитета (тот тогда еще входил в прокуратуру). Об этом свидетельствует расшифровка прослушки телефонных разговоров. Должность Соболевскому пообещал глава тамбовской группировки Геннадий Петров.

Еще в испанском ордере упоминается генерал Николай Аулов, замглавы ФСКН, который в первые годы испанской прослушки был начальником Главного управления МВД по Центральному федеральному округу. За полтора года они с Петровым созванивались 78 раз; в обвинительном заключении сказано, что Аулов, цитата, «совершал акты запугивания и угроз» тех, кто Петрову мешал – от полицейских до конкурентов Петрова за контроль над бандитским Петербургом. Леонида Христофорова, который, цитата, «действовал в качестве связующего звена» с Ауловым, испанский суд тоже сегодня попросил арестовать.

Также в материалах дела упоминается Владимир Путин(Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в беседе с Bloomberg уже называл эту информацию «полной чушью за гранью разумного»). Имя российского президента, например, есть в расшифровках телефонного разговора двух агентов Тамбовской ОПГ в 2007 году. Контекст упоминания невинный, как в «панамских документах» — люди обсуждают дом Путина в Испании. Следствие считает, что все обвиняемые называли Владимира Путина «Царем».

Фото: AP Photo