Наш культурный обозреватель Анна Монгайт рассказала о том, что же хочет сказать художник своими работами.
Монгайт: Надо вспомнить, что первый снимок, сделанный с помощью рентгеновского аппарата, был сделан в свое время господином Рентгеном, и это была рука его жены. Ник Визи пошел тем же путем. Он, в принципе, фотограф, но работает как рентгенолог и сделал карьеру с помощью X-Ray-лучей. Он очень известен как рекламный фотограф, и галерея «Победа» привезла его знаменитые рекламные снимки. У нему обращались самые разные компании – от компании Boeing до английских поликлиник. Он работает в Британии, живет в графстве Кент. Хочется начать с Boeing-а. Насколько важный, успешный фотограф, если ему специально на съемки привезли фактически Boeing в коробке, несколько месяцев он снимал его и снял 50 рентгеновских снимков, потом его собрали в один большой образ. Теперь этот снимок можно увидеть в аэропорту Бостона, это достопримечательность бостонского аэропорта. В том числе, он снимает небольшие вещи – для рекламной компании Nespresso, один из снимков кофемашины там присутствует, снимал знаменитый кадр с Mini, и детская коляска, и игрушки. Все это ему заказывают, потому что действительно всем производителям хочется увидеть что-то новое в своих продуктах. Он не поверхностный художник, а на все смотрит изнутри. Всегда снимки изначально черно-белые, иногда он потом окрашивает в цвет, получается такое низко-радиоактивное неоновое свечение. Использует очень интересные технологии. Например, в его мастерской есть специальный грузовой рентгеновский сканер, которым пользуются на таможне, чтобы найти контрабанду в больших грузах. С помощью этого сканера он, например, снимал якобы автобус с людьми для рекламы большой английской фармацевтической компании. Он действительно снимал автобус, у него работает такой труп по имени Фридо, он много раз его снял, потом поместил, совместил. В общем, без компьютера здесь не обойтись. Он действительно один из тех художников, которые всегда стоят в очереди за телами людей, которые посвящают свою бренную оболочку медицине или науке. Как выглядит его мастерская, тоже очень любопытно. Он действительно очень именитый фотограф, его книжки продаются огромными тиражами, потому что это такая неожиданная, необычная фишка. В графстве Кент у него есть гигантский ангар, полностью покрытый свинцовым и стальным фартуком, одна дверь весит 1 250 кг. Он говорит, что это его главный фитнес, он утром входит и выходит вечером из своего ангара, открывая эту самую дверь. Возможно, он единственный фотограф, который всегда работает в свинцовом фартуке и с счетчиком Гейгера. Дважды в жизни он очень сильно облучался, создавая свои нетленки. Его жизнь под угрозой, он постоянно обследуется, потому что действительно это дело опасное. Но чем только не пожертвуешь ради искусства. Он настолько известен и настолько его считают причудливым, что его регулярно приглашают читать лекции, просто рассказывать о том, как он работает. У него была знаменитая лекция для Tet – это компания, которая проводит необычные лекции и семинары, которые тиражируются и показываются в интернете, известны по всему миру. Он гастролирует не только с выставками, но и с разговорами про технологии. Это тот уникальный случай, когда коммерция, бизнес, искусство и наука находятся в абсолютной гармонии. Аппарат, с помощью которого обычно изучают тело человека, в этом случае изучает чистую красоту.
Писпанен: Нужно работников московских аэропортов сводить на его выставку, чтобы они прониклись любовью к рентгеновскому аппарату, потому что сегодня они заявили, что готовы даже начать акцию протеста, что они стоят целыми сутками у этих рамок рентгеновских, а им даже ни свинцовых фартуков, ни счетчиков Гейгера не выдают. Вот, оказывается, можно и имя себе сделать, а не только стоять рядом.
Казнин: А я вот думаю, когда он начнет делать портреты знаменитых людей в своем стиле. Ведь все хотят узнать, что внутри у Далай-ламы и Владимира Путина.
Монгайт: Ты уверен, что все хотят знать, что внутри у Владимира Путина? Он принципиально не снимает живых людей, потому что это действительно опасно, он приносит в жертву искусства только себя.