Иванов: У Березовского проблемы с водителем лимузина. Начались они весной этого года, когда Марк Пендлбери подал в суд на Березовского, обвиняя его в том, что тот принуждал его привозить ему домой несовершеннолетних девочек. Согласно показаниям, которые цитирует британские СМИ, Пендлбери это приходилось делать неоднократно. В частности, он описывает такой случай, что однажды по заданию Березовского он специально возил девочку кругами по Лондону, чтобы она опоздала на самолет в Ригу, не могла улететь домой и осталась у него дома еще на одну ночь. Интересно, что в Латвии у Березовского действительно есть бизнес, довольно серьезный и интересный. Как сообщает портал «Полит.ру», в 2005 году Березовский открыл в Латвии вместе с братом президента США Нилом Бушем офис такой компании Ignite! («Зажигай!»). Эта компания занимается образованием и просвещением детей до 12 лет, а возглавлял этот офис некто Андрис Шкеле, который был замешан в латвийском скандале с высокопоставленными педофилами. Суть дела такова: Борис Березовский требует с Романа Абрамовича 2 миллиарда фунтов, то есть почти 3 миллиарда долларов, 3 с лишним даже, то есть, те деньги, которые якобы Абрамович не доплатил ему, выкупая пакеты в Русале, Сибнефти и в ОРТ. Собственно, это очень интересная история. Очень долгое время Абрамович отказывался получать повестку и Березовский, в конце концов, вручил ее лично при довольно смешных обстоятельствах. Они столкнулись где-то на улице дорогих бутиков: в окне бутика Hermes Березовский увидел Абрамовича и кинулся к нему с повесткой в руке. Охрана Абрамовича его не пустила. Завязалась какая-то потасовка. В конце концов, Березовский подбежал к Абрамовичу и сказал: «Вот тебе подарочек от меня».
Писпанен: То есть, Березовский сам доставил свою повестку?
Иванов: Лично
Писпанен: Удивительно!
Иванов: Абрамович сложил руки за спину и сделал вид, что его это не касается. Однако суд после этого все равно принял иск к рассмотрению, считал записи с камеры видеонаблюдения и счел, что повестка доставлена.
Писпанен: Доставлена?
Иванов: Да, засчитал доставку. Сейчас предстоит 15-недельное заседание, которое, возможно, станет дико увлекательным. Как считается, сторона обвинения, которой предстоит доказывать, что Березовский продавал эти пакеты под давлением, а Абрамович ему не доплатил большие деньги, собирается привлечь массу свидетелей в подтверждение. Считается, что в качестве свидетелей по этому делу могут быть привлечены, например, Михаил Фридман, российский олигарх Герман Хан, который является основателем Тюменской нефтяной компании, а также такие персонажи как Александр Волошин, глава президентской администрации в тот период, когда проходили эти сделки, Юмашев, предыдущий глава администрации, а также Владимир Путин…
Писпанен: То есть всех их могут вызвать в Лондон?
Иванов: Могут. Дело в том, что это не уголовное дело, поэтому суд, в принципе, даже, насколько я понимаю, граждан Великобритании не может обязать явиться свидетельствовать, то есть, это дело добровольное. Во всяком случае, такие попытки будут, вероятно и, возможно, процесс будет интересный, дико интересный, если действительно Березовский начнет извлекать каких-то свидетелей, которые будут давать показания о том, как Абрамович вместе с Путиным вымогали у него вот эти деньги. Во всяком случае, на это, вероятно, рассчитывает сам Березовский, потому что, кажется, что шансов выиграть у Абрамовича это дело не так много. Аналогичный иск уже рассматривался лондонским судом в отношении Романа Абрамовича. В 2008 году владелец компании Sibir Energy Шалва Чигиринский пытался отсудить у Абрамовича и того больше - 5 миллиардов, - но не получилось. Суд очень долго рассматривал это дело, и решение заняло 134 страницы, а суть, сводится к двум абзацам. Дело в том, что Абрамович не является резидентом Великобритании, он проводит в Великобритании всего лишь, оказывается, 57 дней в году. В основном живет в России. Суть спора – это спор из-за нефтяного актива «Сибнефть-Югра», который частично принадлежал Чигиринскому, частично Абрамовичу, потом Абрамович как бы отобрал у Чигиринского, во всяком случае, стал владельцем почти 100% этого актива. Как заключил британский суд, это дело надо рассматривать в российском суде и, собственно, не удалось ничего отсудить у Абрамовича. Удастся ли отсудить на этот раз, тоже большой вопрос. Потому что точно также Абрамович, видимо, не живет в Великобритании…
Писпанен: 57 дней всего?
Иванов: Всего 57 дней.
Писпанен: Но, тем не менее, Шалва Чигиринский теперь уже в России бывает, во всяком случае, не с такими проблемами как раньше это было. И мне просто интересно, как они теперь встречаются с Романом Абрамовичем после этого суда? Проскочила ли между ними черная кошка?
Иванов: Не знаю, скорее всего, да. Но и что касается иска Абрамовича и Березовского, точнее, Березовского к Абрамовичу, там даже интересна стратегия защиты, которую выбрал Абрамович. В принципе она как бы известна, потому в 2008 году, после того, как вручили вот так повестку Абрамовичу, состоялись какие-то слушания, и суд постановил, что это дело можно рассматривать по существу. Соответственно, там Абрамович сказал следующее: «Да, действительно, я имел дело с Березовским, а нас познакомил в 94-м году Герман Хан на отдыхе где-то. И я поговорил с Борисом и предложил пропихнуть через правительство России указ о создании нефтяной компании «Сибнефть», а потом посодействовать мне в приватизации этой компании на залоговом аукционе. А за это мы договорились, что я плачу Борису деньги на финансирование ОРТ и плачу некий гонорар за то, что эти действия были совершены». Кроме того, Березовский и его партнер Бадри Патаркацишвили, участвовали и в создании компании Русал, которая, в какой-то момент принадлежала не одному Олегу Дерипаске, а Дерипаске и Абрамовичу. Березовский считает, что он и там имел долю, и за эту долю он получил платеж от Абрамовича, которая ниже рыночной цены. «Да, - говорит Абрамович, - был такой платеж, но на самом деле, этот платеж был предназначен не столько даже Абрамовичу, сколько Патаркацишвили, который обеспечивал силовое прикрытие этой сделки». То есть, грубо говоря, был…
Писпанен: Теперь даже не спросишь.
Иванов: Теперь не спросишь, конечно, он покойный. И который, оказывается, был крышей Абрамовича, когда Абрамович начинал вот в этом алюминиевом бизнесе. Вот такова интересная стратегия защиты. То есть, Абрамович, по сути, признается в том, что он совершал правонарушения, но, во-первых, он совершал их вместе с Березовским, и во-вторых, «да, мы нем ого мухлевали, но в конце концов, здесь нет фактов рэкета». Потому что Березовский, по сути, обвиняет в рэкете, что Абрамович вместе с российской силовой машиной «отжал» эти активы. Абрамович признает, что он выплатил Березовскому в общей сложности почти 2 миллиарда долларов и содержал ОРТ до тех пор, пока Березовский не вышел из капитала этой компании. Борис Березовский считает, что это часть платежа за принадлежащие ему акции и требует доплаты. Интересно, что будет дальше, и если я правильно понимаю, на этой неделе уже начнется рассмотрение дела по существу, и, может быть, мы увидим каких-то очень интересных свидетелей и какие-нибудь дико любопытные показания под присягой.