Прямой эфир

Судьи Конституционного суда признали исполнимым заблокированное в России решение ЕСПЧ

Новости
6 550
22:53, 30.04.2016

Трое судей Конституционного суда выступили с особыми мнениями против постановления суда об отказе исполнить решение Европейского суда по правам человека разрешить заключенным голосовать на выборах, пишет в субботу, 30 апреля, газета «Коммерсантъ».

Фото: depositphotos.com 

Судьи Сергей Казанцев, Владимир Ярославцев и Константин Аграновский выступили против решения КС о неисполнении решения ЕСПЧ из-за верховенства Конституции. 

Речь идет о случае, когда суд по запросу Минюста подтвердил абсолютный запрет голосовать на выборах заключенным, несмотря на противоположную позицию ЕСПЧ. 

ЕСПЧ требовал отказаться от «абсолютного» запрета (закреплен в ч.3 ст.32 Конституции) и предлагал разграничивать ограничения в зависимости от тяжести преступления, срока наказания и иных индивидуальных обстоятельств. 

В особых мнениях судей говорится, что решение ЕСПЧ можно было исполнить. Кроме того, Аграновский заявил, что Минюст не имел права обращаться в КС по этому делу. 

Руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан сказал «Ъ», что «особые мнения очень разноплановые и показывают, что у КС было предостаточно юридических возможностей для того, чтобы смягчить установленный ст. 32 Конституции запрет или во всяком случае не объявлять постановление ЕСПЧ неисполнимым в части общих мер». 

Конституционный суд 19 апреля постановил, что Россия может только частично исполнить решение Европейского суда по правам человека о праве голоса для заключенных. По решению суда, постановление ЕСПЧ невозможно исполнить в части, которая касается предоставления избирательного права всем без исключения осужденным. При этом суд допустил право федерального законодателя перевести отдельные места, например, колонии-поселения, в альтернативные виды наказания, которые не ограничивают избирательные права.

В декабре президент Владимир Путин подписал закон, который дает право Конституционному суду определять, выполнять ли решения межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, прежде всего, Европейского суда по правам человека.