Прямой эфир

Архитектура протеста: почему сотни москвичей пришли защитить телефонную станцию

А десятки тысяч подписали петицию. Репортаж Дождя
Заметки
5 882
11:09, 22.04.2016

У здания Таганской телефонной станции на Покровском бульваре в четверг, 21 апреля, собрались более 200 человек. Пришедшие на народный сход выступили против сноса памятника конструктивизма и строительства на его месте элитного жилого комплекса. Мероприятие пытались сорвать провокаторы. Дождь побывал на Покровском бульваре и разобрался в конфликте вокруг Таганской АТС.

 

«Мы не против новой постройки. Но только в другом месте»

«Люди, которые собираются разрушать [АТС], хуже фашистов. Я не знаю, помнит ли это кто-то кроме меня или нет, но эту станцию во время войны бомбили, попало в соседнее здание. А сейчас современные фашисты снова будут это разрушать. Отстаивать станцию необходимо!», — продекламировала с импровизированной сцены пенсионерка Наталья Максимова. 

Следом за ней громкоговоритель взял депутат Басманного района Евгений Будник. «Мосгорнаследие не признало станцию памятником конструктивизма, написав, что на нем нет лепнины. Вот знаете картину Малевича "Черный квадрат"? Там тоже нет лепнины, но почему-то эксперты признают его культурным наследием. Боюсь представить, что было бы, если бы эксперты Мосгорнаследия оценивали работы Малевича», — иронизировал депутат. Он вместе с муниципальным депутатом Таганского района Ильей Свиридовым выступил организатором этого «народного схода». В 2011 году Будник вернул москвичам сквер «Морозовский сад», собравшиеся встречали его аплодисментами. 

Всего у здания Таганской АТС, огороженной строительными лесами, собрались более 200 человек, в группе мероприятия на фейсбуке готовность прийти выразили более 800 человек. 

К громкоговорителю по очереди выходили муниципальные депутаты, архитекторы и местные жители, которые рассказывали историю станции, объясняли правовые моменты, связанные со сносом и призывали подписывать электронные и бумажные петиции в ее поддержку. Во время собрания поступила новость, что застройщики планируют снести здание до 26 апреля. 

Пришедшие не скрывали своего возмущения: «Нельзя! Нельзя ни в коем случае!».

«Я живу во дворе этого дома, и меня это очень волнует. У нас дом поплывет, — сетовала местная жительница Анна, — Сюда ведь экскурсии водят: здание пользуется большой популярностью. Я категорически против сноса. У нас тут уже сносили Казармы, построили на их месте дом, в котором только несколько квартир заселены».

«Последние несколько лет Москва рушится. Я не хочу, чтобы этот город мои дети увидели городом высоток, новостроек и искусственно построенных домов на их местах памятников архитектуры», — объяснил свое участие в сходе молодой человек. 

«Школа урбанистики, в которой я работаю, располагается ровно через бульвар, и мне не все равно, что происходит через дорогу: это среда, в которой я провожу значительную часть своей жизни, — рассказал урбанист Петр Иванов, — с одной стороны, в этом есть гражданское соображение: мне бы не хотелось, чтобы это прекраснейшее здание заменили на то, что предлагается, с другой — это мой профессиональный интерес». 

«Мы не против приспособления здания под современность, но с его сохранением. И мы не против новой постройки. Но только в другом месте», — доносилось из громкоговорителя. 

Были и те, кто, пытаясь перекричать выступавших, высказывались за снос телефонной станции. 

«Слушать это все противно: ценить всякую фигню. Вместо того, чтобы что-то нормальное здесь построить. Лучше бы дом жилой построили! Или детский сад. Или парк расширили бы. И то бы пользы больше было. Людям жить негде, а тут это здание стоит некрасивое», — возмущалась в толпе блондинка, представившаяся Машей Ивановой. 

«Да кто же здесь построит детский сад!» — возразил ей мужчина средних лет. «Девушка, если бы вы были москвичкой, вы бы другое мнение имели», — стала спорить жительница дома на Покровском бульваре, соседнего с АТС.

Выступившую за снос АТС девушку тут же обвинили: «Да вы на нее не реагируйте, она провокатор, ей за это деньги заплатили». 

«Вы сами посмотрите: здесь же ни балконов, ни лепнины нет, что вообще в этом здании такого, фигня какая-то. Лучше бы новое сделали: покрасивее. И вообще на здания не любоваться надо, а пользоваться», — не унималась Маша Иванова. 

«Это обычное индустриальное здание, оно рухнет», — поддержала Иванову пенсионерка. 

В ответ на эти возгласы стоявшие рядом участники схода назвали их «засланными казачками» от застройщиков. «Хватит кормить троллей, им, наверное по триста рублей заплатили», — доносилось из толпы. 

​Спустя полчаса после начала марша, неизвестные молодые люди в капюшонах стали разворачивать плакаты: «Почем Москву продали» и «Сергей Семенович сноситель», что было воспринято присутствующими как провокация. По правилам согласованного с властями формата — встреча жителей с депутатами — плакаты запрещены, их наличие может привести к срыву собрания. Протестующие требовали убрать плакаты и в итоге отняли и порвали их, а молодые люди сбежали.

Позже другие неизвестные во время сбора разбили камнем стекло АТС, а у станции в переулке зажгли, предположительно, самодельную дымовую шашку. 

По словам организаторов, на народный сход были приглашены представители префектуры и мэрии, а также депутаты Государственной думы, но никто из чиновников на встречу с жителями не пришел.

Как развивался конфликт вокруг Таганской АТС

О том, что московские власти выдали разрешение на снос одной из первых в Москве автоматизированных телефонных станций, построенной в 1929 году по проекту архитектора Василия Мартыновича, стало известно в середине апреля. Уже вырублены деревья по периметру и идет подготовка к сносу.

На ее месте предполагается к концу 2018 года построить комплекс апартаментов премиум-класса «Резиденция на Покровском бульваре». При этом публичных слушаний по этому проекту не проводилось и мнение местных жителей учтено не было.

Новость сразу вызвала волну возмущения среди архитектурного сообщества и градозащитников, которые называют станцию ярким памятником советского конструктивизма. Предотвратить снос здания позволило бы внесение постройки в число охраняемых памятников, но феврале в Мосгорнаследии отказались признать его объектом культурного наследия.

Согласно заключению комиссии, Таганская АТС является «характерным образцом технического сооружения 1920-х-1930-х годов», и несет «подчеркнуто утилитарное назначение» и «ценных декоративных и архитектурно-художественных элементов здание не имеет». Кроме того, эксперты Мосгорнаследия считают, что «рассматривая АТС стилистически не вписана в исторический фронт застройки Покровского бульвара». В то же время конструкции и фасады строения находятся в хорошем состоянии.

При этом в экспертном сообществе придерживаются противоположного мнения. В обращении в адрес мэра Москвы Сергея Собянина, под которым подписались 34 архитектора, историка архитектуры, и специалиста по охране культурного наследия, выражено несогласие с результатами проведенного Мосгорнаследием анализа историко-культурной ценности. «Это несомненный памятник архитектуры, который непременно должен быть внесен в государственный реестр», — говорится в письме. 

Один из авторов письма, историк архитектуры и градостроительства, специалист по охране культурного наследия Наталья Душкина убеждена, что это не типовое сооружение. «Архитектор Мартынович создал новаторский тип здания, памятник прогресса — это одна из пяти станций, которые подняли волну телефонизации». Новый проект, по мнению экспертов, во многом уступает по своему архитектурному вкусу тому, который планируют снести. «С точки зрения архитектурного качества проект также вызывает у профессионального сообщества множество вопросов. Строительство такого крупного, заметного объекта сомнительной архитектуры в зоне строгого регулирования застройки, на Бульварном кольце, кажется нам спорным решением», — говорится в письме. 

Ведущие российские архитекторы называют проведенную Мосгорнаследием работу по определению историко-культурной ценности здания АТС «непрофессиональной, а результат предвзятым», полагая, что «в ходе принятия решения интересы застройщика были поставлены выше ценностей защиты наследия». 

Застройщиком выступает «Лидер-Инвест», дочерняя компания АФК «Система» бизнесмена Владимира Евтушенкова. До 1997 года здание станции принадлежало ОАО «МГТС», но с тем, как телефонное оборудование становилось менее востребованным, 195 автоматических станций были проданы компании Евтушенкова. Для управления купленными АТС была создана новая компания «Рент-недвижимость», ответственная за реконструкцию зданий под гостиницы и апарт-отели.

В компании «Лидер Инвест» Дождю заявили, что тщательно проработали возможность сохранения здания, но «ветхое состояние АТС, ее специализированное промышленное назначение и технические параметры (потолки высотой более 4,6 метра, нестандартные узкие окна-бойницы) исключают возможность перепрофилирования». Кроме того в пресс-службе уверены, что «многие жители района и Москвы относят здание Таганской АТС к эстетически непривлекательным и устаревшим объектам, которые уродуют облик столицы», и поддерживают новый проект.​

Нынешнюю кампанию по защите АТС сравнивают с протестной волной, поднявшейся в 2014 году из-за другого памятника авангарда, — Шуховской башни — которую удалось отстоять.

Градозащитники настроены оптимистично: «В деле культурного наследия никогда нельзя складывать шпаги», —говорит Душкина. Они вместе с Александрой Селивановой, старшим научным сотрудником Музея Москвы, уже подготовили независимую экспертизу по методике Москомнаследия, согласно результатам которой Таганская АТС должна быть признана памятником культурного наследия. Петиция в адрес Сергея Собянина против сноса станции собрала более 28 тысяч подписей.