В Брюсселе во вторник, 22 марта, произошли два теракта: сначала две бомбы взорвались в аэропорту «Завентем», позже еще один взрыв прогремел в метро. По меньшей мере 34 человека погибли, более 130 ранены. В стране ввели максимальный уровень террористической угрозы: закрыт аэропорт, прекращено движение общественного транспорта, жителей просят не выходить на улицы. Дождь поговорил с очевидцами и горожанами о том, как Брюссель пережил этот день.
Фото: AP Photo / Geert Vanden Wijngaert
«Утром, заходя в Европарламент, я встретил знакомого шофера, который кого-то возил в аэропорт. Он рассказал о трех взрывах в аэропорту, он так и сказал, что три. Потом у нас началось заседание, и уже во время голосования депутаты стали выкрикивать сообщения о взрывах в метро. И каждый раз несколько секунд после этих сообщений —тишина в зале. Все мероприятия и концерты отменены, работа сегодня по сути была остановлена. Над Европарламентом и над всем Брюсселем кружат вертолеты, рокот стоит в ушах. «Мальбек», станция, где произошел взрыв находится вблизи от Европейского парламента. В воздухе что-то напряженно-опасливое, с работы пойду домой пешком, это безопаснее.
Я поймал себя на мысли, что мне не страшно. Может быть, мне легче: я почти 20 лет работал журналистом и бывал в горячих точках. Поэтому просто стал отслеживать новости, обзвонил всех знакомых, друзей, ассистентов. Поговорил с коллегами, ни у кого не было паники и ужаса.
Безумно жалко людей, пострадавших во время терактов. Ведь кто погиб? Те, кто улетали, кто через несколько часов должны были оказаться дома или в командировке, и простые бельгийцы, которые ездят каждое утро в 8-9 часов утра в метро. Их уже не вернуть и это безумно больно».
«Я живу в 15 километрах от Брюсселя и почти каждый день мне нужно ездить в город. Когда я пошла на станцию, чтобы купить билет на электричку, несколько поездов были отменены, в фейсбуке началась паника по поводу аэропорта, через какое-то время стали писать про метро. Сейчас многие уезжают на пасхальные каникулы. Началась безумная паника — как после Парижа, когда вывели вперемешку полицию и армию. Везде стали трубить разную информацию.
В здании, где я живу, с утра прогремела сирена, чтобы дать нам понять, что сегодня мы сидим дома. Тяжело и странно, никто не может разобраться что происходит. До Брюсселя доехать невозможно: отменили поезда, такси нельзя взять. Но, если честно, мне самой не особо хочется ехать в город: дорога проходит через Моленбек [район Брюсселя, где жили предполагаемые организаторы парижских терактов] .
У меня знакомые собирались улетать. Многие просто взяли чемоданы и пошли домой, понимая, что не улетят сегодня. Другие просто сидят и ждут, пока что-то станет понятно. Там сейчас очень неприятно, проходят обыски».
«Город по-прежнему переживает последствия трагедии. До сих пор шок не прошел. Все связывают сегодняшние теракты с тем, что буквально три дня назад был задержан террорист номер один в Европе. Теракт считают своеобразным ответом. Но нет паники. Есть шок, страх, но какого-то панического ужаса нет. Все пытаются осознать, что произошло и как с этим дальше жить».
«Город блокирован, общественный транспорт не ходит, люди перепуганы. Европейцы не привыкли к таким потрясениям и взрывам. Они говорят: мы либо погибнем, либо останемся живы, мы не знаем, что нам делать.
Я работаю в маленьком кафе, куда сегодня весь день приходят люди, чтобы обсудить произошедшее. Они растеряны, они целый день смотрят новости».
«Люди спокойны. В том месте, где произошел взрыв, — там паника, а в другом районе люди гуляют и читают книги, только время от времени тишину разрезает серена полицейских машин и скорой помощи.
Больше всех взволнованы те, кому скоро улетать. В воскресенье в Европе Пасха, многие планировали на эти дни свой отпуск».
«Пока я шел на работу, я проходил мимо станции метро «Мальбек», где был первый взрыв. Прошел буквально за несколько минут до взрыва, после прибыл на железнодорожную станцию Шуман, сел на поезд и поехал в пригород.
Мне очень повезло. По моим ощущениям, буквально пять-десять минут разницы и все могло случиться для нехорошо».
«Власти, что называется, расслабились. Поймали организатора парижских терактов и не ожидали, что ответ будет таким кровожадным. Что поражает меня в этой истории (я уверен, что это изменится), но до сегодняшнего утра, любой мог зайти в здание аэропорта, не было никаких рамок металлоискателя. И в метро никогда такого не было. Возможно, местные службы безопасности просто не понимают как с этим работать. И вот террористы бьют там, где слабые места».