Иванов: Такое ощущение, что никому не выгодно ее закрытие. Но оно совершенно неизбежно. Дело в том, что компания «Авианова» имеет не самую, видимо, удачную структуру капитала. «Авианова» была создана на паритетных началах, с одной стороны, группой А1 – это часть консорциума «Альфа Групп», которая принадлежит Михаилу Фридману и группе других миллиардеров из списка Forbes, а вторая половина принадлежала американскому инвестиционному фонду Indigo Partners. Эти две силы договорились создать авиакомпанию-дискаунтер «Авианову» и, вероятно, в дальнейшем перепродать или каким-то иным образом выйти из своих инвестиций. Но затем между партнерами начались разногласия, которые переросли в открытый конфликт. Был смещен американский менеджмент фонда, а авиакомпания давно уже вошла в штопор, по крайней мере, полгода «Авианова» медленно умирает. Дело в том, что компании требовались дополнительные инвестиции - порядка $10 млн. должны были внести каждый из партнеров. Но согласия среди акционеров не было, и компания, которая до сих пор убыточна, не получив средства на развитие, медленно умирала. Все эти месяцы у нее действительно существует большой долг, она имеет задолженность как перед теми лизингодателями, которые далией самолеты, начался процесс по отзыву у «Авиановы» двух из шести авиабортов. Теперь «Авианова» столкнулась со сложностями при выполнении своей основной функции – перевозке пассажиров. Борта все еще вылетают, рейсы проходят, пусть и с задержками. Однако в «Шереметьево» уже создан чрезвычайный штаб для борьбы с этой ситуацией. То есть в крупном аэропорту базирования «Авиановы» уже готовятся к тому, что компания приостановит свои полеты и придется развозить пассажиров в каком-то экстренном режиме с помощью других авиакомпаний. Однако сегодня сама компания распространила заявление, согласно которому она продолжит выполнять полеты, но для этого нужно всем пассажирам сдать ранее купленные билеты. По мнению источников в отрасли, наблюдателей, наиболее вероятный вариант развития событий, если в ночь с 3 на 4 октября «Авианова» окончательно и официально объявит о своем закрытии, о прекращении полетов. Что произойдет в этом случае? Лизингодатель, вероятно, заберет обратно 6 бортов, штат компании будет расформирован. Надо сказать, что, скорее всего, эти люди без особого труда найдут себе работу, потому что в России очень высокий спрос на пилотов иностранных самолетов – Airbus, Boeing. Такой человек – командир летного судна – получает довольно хорошие деньги в любой авиакомпании страны. Ну а пассажирам, вероятно, вернут деньги. По экспертным оценкам, речь идет о сумме примерно $8 млн. А нам останется только сожалеть о том, что…
Писпанен: Что очередной лоукостер умер в России? Я хотела задать такой вопрос: как ты думаешь, почему практически ни один лоукостер не встает на серьезные, хорошие позиции в России? Потому что не дают какие-то препоны государственные, чиновничьи, большие компании государственные или с государственным участием не пускают на рынок? Потому что везде в Европе это одна из самых распространенных средств передвижения, а здесь как-то не идет судьба у лоукостеров.
Иванов: Здесь, вероятно, целый комплекс причин, всего понемногу. С одной стороны, действительно нужна мощная государственная поддержка для того, чтобы эти компании полетели. Классический пример – на чем поднимались lowcost-компании в Европе. Допустим, они приходили к властям, условно, Брюсселя, и предлагали превратить, по сути, заброшенный аэропорт или любой другой второстепенный аэропорт в Лондоне или где угодно, обеспечить ему воздушный поток за их счет. Государство получало налоги, компания получает льготы. Таким образом, договаривались. В России этого нет, и такое ощущение, что никто не хочет договариваться, никому не нужны дешевые перелеты.
Писпанен: Вот, собственно, ключевой вопрос – никому, кроме потребителей, не нужны дешевые перелеты: ни государству, ни владельцам авиакомпаний.
Иванов: Абсолютно. Но в Европе интерес потребителей заставляет власти и бизнес шевелиться. А в России такое ощущение, что эти компании создаются максимум для последующей перепродажи. То есть если Ryanair когда-нибудь захочет залететь в Россию, пожалуйста, уже есть – покупайте. Я думаю, что это главная причина, по которой эти авиакомпании не смогли полететь в Россию – нет интереса у тех, кто решает вопросы.