В Москве от Страстного до Сретенского бульвара прошел марш, посвященный годовщине убийства Бориса Немцова. Траурное мероприятие незаметно превратилась в акцию против Рамзана Кадырова. Главу Чеченской республики требует допросить по делу об убийстве адвокат семьи Немцова Вадим Прохоров. За акцией следила Анастасия Голубева.
Участники марша начали собираться на Пушкинской площади задолго до начала акции. Уже за час до старта через рамки металлодетекторов прошли около тысячи человек. Правда, людей пришло меньше, чем в прошлом году. Очередей не было.
Самодельных плакатов на этом марше было немного. На входе людям раздавали флаги России, Партии народной свободы или «Солидарности», также раздавали таблички с цитатами Немцова и уже знакомые по прошлому маршу листы с надписью «Борись». Многие принесли с собой цветы
В ожидании начала шествия люди в колонне обсуждали экономические проблемы в стране. «Никогда Россия не была в такой изоляции», — кричал мужчина. «Кошелек пустой, работы нет», — вторил ему другой в рубашке с надписью «Коррупция».
Колонна пошла в два часа. Во главе шли лидеры ПАРНАСа Михаил Касьянов и Илья Яшин. Из толпы стали доноситься первые выкрики с лозунгами, но пришедшие поддерживали их неохотно. Инициативу взял в свои руки Яшин — он начал скандировать в мегафон традиционные лозунги: «Россия будет свободной» и «Россия без Путина».
К началу колонны пробиралась пожилая женщина с внучкой. «Мы хотим флаг подержать», — улыбаясь, говорит она. — «Мы и в прошлом году были, и на “Марше мира”, мы не первый раз, поэтому с ребенком не страшно».
Другая женщина рассказывала пришедшим: «Сегодня годовщина зверского убийства, первую очередь, чьего-то сына и отца, и политика, которому я доверяла больше всего». У нее на глазах стояли слезы. «Он был единственным, кто мог стать президентом в будущем. И в прошлом мог бы», — отвечал ей стоявший рядом мужчина.
Спустя некоторое время привычные «Россия будет свободной» и «Россия без Путина» сменились лозунгами «Мы не боимся» и «Не забудем, не простим». Толпа также скандировала: «Немцов». Спустя полчаса после начала шествия один из организаторов сказал, что ему сообщили из конца колонны о том, что «сзади уже подпирает и трудно заходить».
Вскоре послышались и лозунги, звучащие на акциях оппозиции впервые —против главы Чечни: «Кадыров — позор России». «Он возомнил себя не только властелином Чечни, но и России», — говорит мужчина с плакатом «Борись». «Кадыров олицетворяет собой зло», — вторила ему немолодая женщина с цветами.
Депутат Дмитрий Гудков заявил, что угрозы, которые Кадыров высказывал в адрес оппозиции после убийства Немцова, на самом деле были направлены «федеральному центру», чтобы отчитаться перед ним и остаться на посту главы республики: «Я слышал в Думе, что его отношения с Путиным ухудшились».
«Надо понимать, что те же самые процессы скоро будут происходить в отношении власти. Те, кто гоняется с тортом за Касьяновым, будут потом бегать за властью. Мы это наблюдали уже в Киеве: те, кто был за власть, потом стали ее же и преследовать», — говорил Гудков.
В районе Петровского бульвара колонна разделилась на две: по сторонам проезжей части. Спустя час, две колонны объединились на Сретенском, на повороте к проспекту Сахарова, и Яшин объявил минуту молчания в честь убитого Немцова. После этого колонна прошла по проспекту с еще одном новым лозунгом: «Наше имя — Борис Немцов». Шествие подошло к концу. Но многие поехали к Большому Москворецкому мосту, чтобы возложить цветы на место убийства.
Движение на мосту не было перекрыто: городские власти не сочли надобным ограничивать проезд автомобилей. Люди шли с Большой Ордынки и с Варварки, через Кремль. Полиция, дежурившая на мосту, призывала «не толпиться» и проходить быстрее, чтобы не мешать «проходу граждан». Желавшие возложить цветы, выстроились в очередь.
«Какая у него могила большая», — говорила женщина в очереди. — «Сам был два метра, а могила двести метров». Но на мосту немногие обсуждали Кадырова или экономический спад: дождавшись своей очереди, люди молча клали цветы, смотрели на портреты Немцова, и уходили под требования полиции «не останавливаться».
По данным волонтерского объединения «Белый счетчик», на марш пришли более 24 тысяч человек. Полиция насчитала только семь с половиной тысяч участников.
Смотрите также фоторепортаж с марша