Москворецкий мост, где год назад был убит Борис Немцов, стали называть «Немцов мост». Это было народное переименование — мемориальной таблички там нет, а мемориал с цветами и портретом Немцова регулярно разрушают. Уже год, как на мосту дежурят самые разные люди — охраняют мемориал, восстанавливают его после погромов. Иногда этих людей забирают в ОВД, и за это время мемориал снова разрушают.
Корреспонденты Дождя поговорили с волонтерами о том, зачем они уже год дежурят на мосту, и что для них значил Борис Немцов.
Павел Такмаков, волонтер: Борьба властей с памятью в последнее время приобретает такие формы… Если раньше просто приезжал Гормост и зачищал это все дело под видом уборки, то сейчас новая тактика, может быть не все о ней знают, но из ОВД «Китай-город» приезжают полицейские и увозят дежурных. Можно констатировать, что если раньше Гормост не стеснялся грабить мемориал при дежурных, то сейчас они стесняются это делать. Я надеюсь, конечно, в какой-то момент власть поймет, что это в их интересах установить небольшую мемориальную табличку, и тогда им не придется заниматься вот этими ужасными, отвратительными вещами, которыми они вынуждены заниматься, борясь с нами. Мы будем здесь стоять столько, сколько нужно стоять. Если люди будут нести цветы, мемориал будет продолжать существовать.
Максим Кац, депутат муниципального собрания Щукино: Мэрия первый раз убрала цветы через 30 дней после убийства. Просто увезли все, что здесь было: все цветы, все портреты, все свечки – их было очень много. Я приехал сюда через 15 минут после этого, был рядом. Был очень расстроен. Казалось, что такого не может быть, что власти взяли и увезли с места убийства цветы, свечи и портреты. Вчера ночью зачистили опять. И уже через пять часов москвичи принесли цветы и назаказывали столько цветов, сколько раньше не было. Пока кажется, что это продлится долго. Сколько это продлится на самом деле – я не знаю. Но пока мои две гвоздики не останутся здесь последними, я буду этим заниматься.
Александр Тукин, студент: я думал, что мемориал с цветами будет только 40 дней, считал это уместным, потому что это – дата. Но потом 40 дней прошли, но цветы остались, более того их начали убирать достаточно часто, но люди приносили снова и снова. Цветы должны здесь лежать до тех пор, пока как минимум здесь не будет установлена мемориальная табличка о том, что действительно было такое убийство и это огромная потеря. Надо постараться, чтобы что-то изменилось.
Катерина Преснецова, волонтер: 28 февраля я проснулась рано утром и узнала, что Борис Немцов убит. Через неделю я приехала сюда и, конечно, стала часто приходить на мемориал. Когда Гормост стал увозить цветы, это было очень больно для нас… Первый раз я пришла на мемориал через неделю после убийства и цветов было чуть ли не в человеческий рост. Когда цветы увезли, на следующий день мы с Максимом организовали историю с доставкой цветов на мост. И то, как наши ребята и волонтеры откликнулись, сколько цветов привезли – это было просто потрясающе. Поэтому я буду приходить на мост и буду помогать восстанавливать мемориал всегда.
Наталья, москвичка: Единственное место, где можно высказать свое внутреннее состояние. Отдельное спасибо людям, которые здесь находятся на мосту круглосуточно.
Ольга Лехтонен, волонтер: Была какая-то внутренняя потребность выразить отношение к происходящему. А после этого начались налеты.
Сергей Киреев, волонтер: Мы установили примерный график для ночных дежурств, чтобы каждый человек дежурил раз в неделю ночью по шесть часов.
Павел Такмаков, волонтер: Я прихожу сюда, потому что другие люди сюда приходят, потому что это очень важно – помнить, потому что основная задача мемориала – это память. Это битва, здесь происходит битва. Они грабят – мы делаем, они грабят – мы делаем, посмотрим к чему это приведет, кто первый устанет. Мало того здесь помимо основных дежурных, есть и сommunity – люди приходят и просто говорят на мосту, потому что они знают, что сюда можно приехать в любое время суток, здесь всегда будут люди, которые рады тебе, которые могут поговорить с тобой, которые разделяют с тобой одни и те же ценности, имеют одни и те же идеалы.
Карине Кохваева, волонтер: Здесь своя особая атмосфера, дышится свободнее, чем в любом другом месте Москвы. Несмотря на то страшное преступление, которое здесь произошло, здесь психологически для меня очень комфортно, наверно, из-за ощущения этой свободы. Нельзя дежурить ночью одному человеку. Это явилось одним из основных мотивов, почему я дежурю ночью. Я попала под первую из последних трех зачисток, нас как раз с этого места с напарником Иваном и увезли в ОВД «Китай-город». Даже если вдруг произойдет чудо и завтра разрешат установить табличку, то все равно ее придется охранять в нашем неспокойном мире. Поэтому даже если вдруг произойдет чудо, во что я не верю, и табличка будет установлена, то дежурства не прекратятся.