Россию ждут 15 лет застоя, если власть не будет проводить реформы. Об этом в понедельник, 15 февраля, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на прогноз Министерства финансов.
Россию ждут 15 лет застоя, если власть не будет проводить реформы. Об этом в понедельник, 15 февраля, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на прогноз Министерства финансов. В самом пессимистичном прогнозе заложена средняя цена на нефть до 2030 года на уровне 40 долларов за баррель.
В отсутствие реформ это означает, что реальные зарплаты россиян вернутся на уровень 2014 года только к 2025 году. Совокупный рост экономики за 15 лет составит 13 процентов. Для сравнения такой рост российская экономика показала за три года в 2011 и 2013 годах.
Что такое реальная зарплата, гарантирован ли нам небольшой рост экономики в 2016 году, какие реформы могли бы его ускорить, и к чему готовиться россиянам, если власть эти реформы не проведет. Эти вопросы мы задали профессору финансов Российской экономической школы Олегу Шибанову.
Олег, давайте для наших зрителей объясним, что вообще такое реальная зарплата. Вот согласно пессимистичному прогнозу, 10 лет реальные зарплаты будут меньше, чем в 2014 году. Речь идет прежде всего не о зарплатах в пересчете в доллары, а о рублевых зарплатах, я правильно понимаю?
Да, вы все правильно понимаете. Нам выдают какую-то номинальную зарплату, сколько-то рублей на руки. И реальная зарплата считается просто с учетом инфляции. Если, скажем, вам в этом году повысят зарплату на 5%, инфляция увеличится процентов на10, то реальная покупательная способность вашей зарплаты снижается. Вы просто меньше молока и хлеба можете купить на эти номинально большие деньги. Именно в этом смысле действительно реальная зарплата с учетом инфляции — это очень важный показатель.
Интересно, что в это самом пессимистичном сценарии заложено падение ВВП и в этом году, но уже в следующем году говорится о росте экономики. Нам и правда гарантирован рост в 2017? Как это может произойти?
Понимаете, в чем дело, с этими прогнозами всегда история в том, что как только ты его высказал, ты почти наверняка уже ошибся и будешь предметом осмеяния в дальнейшем. Проблема в том, что тот рост, про который мы думаем на ближайшее будущее, на 2017-2018 годы, это рост так называемый восстановительный, когда у вас некоторое время падает ВВП, как это было в 2015 году, как теперь мы все ожидаем в 2016 году, то после этого в принципе экономика начинает постепенно отрастать обратно. Она чувствует новую нормальность, она уже привыкла, снизились госрасходы, как-то сбалансировались налоги, и в результате получается, что дальше экономика постепенно может начать немножко расти. Но как вы видели в этом прогнозе, растет она очень слабо.
А к чему стоит готовиться россиянам, если эти реформы, о которых говорится, все-таки не будут проводиться?
Ну, вы опять же правильно понимаете, что несмотря на то, что все эти цифры выглядят, как всегда пальцем в небо, то есть да, мы никогда не угадаем точные значения инфляции или точный курс за год, но тенденцию мы можем понимать. И в этом плане с Минфином я совершенно солидарен. Если мы не сможем провести хорошие реформы, если опять не сможем перезапустить инвестиции, если мы не сможем снижать госрасходы, особенно в некоторых, особенно в не эффективных секторах экономики, то есть опасения, что мы очень надолго останемся вот в этой стагнации.
А вот что касается покупательной способности, то есть то, сколько человек может приобрести товаров за свою зарплату, она будет еще снижаться?
В ближайшее время да. То есть у нас довольно высокая инфляция и в этом году будет, по разным оценкам, тот же Минфин утверждает, что 6,8%, мы смотрим на уже получившуюся инфляцию на то время года, как мы прожили до начала февраля, там уже больше 1,2%. И в этом плане инфляция, конечно, будет больше, чем рост номинальных зарплат. С падением ВВП, конечно, у фирм нет большой мотивации увеличивать зарплаты быстрее, чем растет инфляция. Но в дальнейшем, конечно, рост реальных зарплат начнется, к сожалению, они очень сильно упали в 2015 году. Вы видели эти цифры. Мы уже понимаем, что где-то на 9-10% в среднем они рухнули. И это очень большое падение, это фактическая невозможность покупать такой объем товаров, как раньше. То есть вы теперь на 10% меньше можете себе позволить. И в этом плане, к сожалению, это очень вредно для экономики во всех смыслах, и, в общем, для кошелька любого гражданина это тоже очень страшно.
Олег, скажите, есть ли для россиян какой-то оптимальный выход? Но кроме, наверное, уехать за рубеж. Стоит ли заниматься бизнесом, продолжать заниматься бизнесом? Может быть, сменить деятельность или инвестировать в собственное образование, например?
Ну, ехать за рубеж — это было бы замечательно, если бы действительно все могли массово это сделать, но это невозможно, конечно, это касается только очень маленькой части населения. А вот что касается того, что делать внутри России, ну, конечно, образование — это один из методов повысить свою квалификацию, стать более востребованным на рынке труда и в этом плане поддержать свое собственное состояние. Надо учитывать, что у нас в принципе образование очень разделенное. У нас есть несколько крайне достойных университетов в России, очень приличные курсы переквалификации, и с другой стороны, у нас есть массовое высшее образование, которое по многим в общем-то оценкам не слишком хорошо. Поэтому с моей точки зрения, действительно переквалификация, попытка найти себя в новой нише — это очень хороший способ что-то новое начать. А про малый бизнес, ну, вы сами прекрасно понимаете, что происходит в последнее время.
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости