Гуманитарная катастрофа или на полях Мюнхена: что нужно Кремлю в битве за Алеппо. Краткие итоги ночной спецоперации по сносу ларьков в столице. Чувство локтя и чувство шайбы: как личный охранник Путина стал губернатором. За что сегодня запрещают правозащитников?
Эти и другие темы недели в программе «И так далее» с Михаилом Фишманом.
На этой неделе в «И так далее»:
— Войска Башара Асада под прикрытием российских ковровых бомбардировок начинают массированное наступление на крупнейший сирийский город Алеппо. Это наступление уже превратилось в гуманитарную катастрофу: тысячи убитых, десятки тысяч беженцев, а развалины Алеппо напоминают Сталинград в 1943 или Грозный в 1995 году. Это второе Сараево, пишут газеты. Мир шокирован наступлением на Алеппо. Подробности из Стамбула рассказал публицист Айрат Вахитов.
— Западные лидеры не стесняются в выражениях: Ангела Меркель в ужасе; Турция, которая борется за Алеппо, почти прямо грозит войной; Совет безопасности ООН проводит срочную сессию; налицо тяжелейший кризис; Путин утопил Сирию в крови. Примерно таков тон западной прессы. И еще вопрос, в какой степени этот кризис разрешен договоренностью о перемирии, которой достигли в пятницу а Мюнхене Москва и Вашингтон. Впрочем, вот вам свежие новости: уже после объявления перемирия Башар Асад заявляет, что будет вести войну до победного конца. И параллельно этой катастрофе и попыткам ее остановить — миссия Медведева, который едет договариваться о снятии санкций, взаимном, а вслух предостерегает мир об перманентной войны. Дождь обсудил последние события на международной арене с экспертом по международным отношениям Владимиром Фроловым.
— Одно из самых заметных событий недели — снос «самостроя» в Москве. Надо сказать, мэрия ведет себя последовательно: сокращает уличная торговлю настойчиво и давно. Так что ночная атака на временные городские объекты, предпринятая властями города, сама по себе не удивляет скорее, удивляет широкая общественная реакция, возмущение, это что нам вдруг тут войну устроили, и уже постфактум само то, как эта спецоперация была проведена. Ночью, штурмом, экскаваторами, с ОМОНом, не обращая внимания на мебель, вещи, деньги и даже людей, которые оставались внутри этих павильонов. О правовой стороне сноса ларьков Дождь поговорил с юристом Сергеем Бадамшиным и депутатом Московской городской думы, председателем комиссии по законодательству Александром Семенниковым.
— На этой неделе суд впервые ликвидировал правозащитную организацию: запрещена деятельность ассоциации «Агора». Это прецедент. Такое постановление вынес Верховный суд Татарстана. Там постановили, что она продолжает формировать общественное мнение, а следовательно, заниматься политической деятельностью. Корреспондент «Коммерсанта» Григорий Туманов рассказал о главных кейсах правозащитной организации «Агора».
— Назначение недели: личный охранник Владимира Путина, а в последний месяц заместитель министра обороны Алексей Дюмин назначен исполняющим обязанности губернатора Тульской области. Должность, в сущности, не бог весть, и мы бы прошли мимо, если б не назначенец. Тут сошлось все: и месяц с гаком, проведенный в Минобороны, и дружеский ночной хоккей в Сочи. Оказывается, чтобы стать важным человеком и большим перспективным чиновником достаточно просто исправно служить пехотинцем Путина не метафорически, как Кадыров, а в прямом смысле сопровождать его с пистолетом и наушником на важных мероприятиях. Подробности в материале Марии Борзуновой.
— В Берлине сегодня, 12 февраля, открылся 66 кинофестиваль. На Берлинале в конкурсной программе 23 фильма, среди претендентов на золотых и серебряных медведей, в том числе, фильм братьев Коэнов. Но эта Берлинале — особенная. Главная тема фестиваля — беженцы. Про них снята документальная лента, актер Джордж Клуни сегодня отдельно говорил о проблеме беженцев с немецким канцлером Ангелой Меркель. Денис Катаев подробнее об открытии Берлинале.